05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БЛАГОСЛОВЕННЫЙ СВЕТ

Лазар Берл
Опубликовано 01:01 23 Декабря 2000г.
Во II в. до н.э. правитель Сирии Антиох Епифан IV, в империю которого входила тогда Иудея, попытался насильствен- но насадить там эллинизм и искоренить иудаизм. В ответ вспыхнуло восстание. Восставшие освободили Иерусалим. При освящении Храма возникла проблема: для возжения храмового светильника - Меноры - было необходимо специально приготовленное чистое оливковое масло в сосудах, запечатанных печатью первосвященника. Был найден лишь один такой сосуд, масла в котором хватало только на один день горения, - все остальные сосуды с маслом были осквернены врагами. Для приготовления масла потребовалось бы восемь дней. Но священники решили не ждать: они зажгли Менору. И произошло, согласно преданию, чудо: вместо одного дня масло горело восемь. В честь этого чуда евреи каждый год в дни Хануки зажигают свечи: в первый день праздника одну, во второй - две, и так далее, прибавляя по одной свече каждый день; в последний, восьмой, день зажигают восемь свечей.

После исхода из Египта евреи, которым Всевышним был ниспослан Закон, обосновались на земле ханаанской, однако жизнь их не стала беспроблемной. На страну из века в век накатывались армии оккупантов. Захватчики изгоняли евреев с обжитых земель, брали в плен, тщетно пытаясь лишить их самобытности. Бесспорно, два царства - Южное (Иудея) и Северное (Израиль), на которые распалось некогда единое государство, представлялись лакомыми кусками с экономической точки зрения. Но одной из главных целей врагов Израиля всегда был Иерусалимский Храм в столице Иудеи - символ веры и единения с Богом.
Три века после победоносных войн Александра Македонского Иудея, испытывая влияние эллинизма, в конце концов стала предметом острых конфликтов между Египтом Птолемеев и Сирией Селевкидов. Жестокая и деспотическая власть последних, безраздельно владычествовавших в Иудее с 3563 по 3618 год, привела часть евреев к духовной деградации, а страну - к значительным потерям и разрушениям. Подушная подать и невообразимые налоги, когда приходилось отдавать треть урожая злаков и половину древесных плодов, довершили народное недовольство.
Конфликт перерос в восстание при царе Антиохе IV Эпифане (3585-3596). Его идейными выразителями стали благочестивые защитники веры отцов. Священнослужитель из Модиина Матисьегу (Маттафий) и его сыновья, вошедшие в историю под названием Хасмонеев и Маккавеев, возглавили восстание. Непосредственным поводом к восстанию стало осквернение Храма в 3593 году чиновниками царя: разграбив сокровища, уничтожив жертвенник, на священном месте они сделали алтарь Зевсу Олимпийскому. Матисьегу призвал народ к священной войне против насилия и духовного гнета, а через два года всего лишь небольшой отряд, возглавляемый Иегудой Маккавеем, уже освободил Иерусалим.
Прозвище Маккавей (молот) Иегуда получил за силу, проявленную его отрядом в боях с сирийскими войсками. Повстанцы очистили оскверненный язычниками Храм, и 25 кислева 3596 года он был наконец освящен. На территории Храма еврейские воины обнаружили единственный запечатанный сосуд с оливковым маслом для зажигания храмового семисвечника. Такого количества могло хватить лишь на одну ночь, а для приготовления нового требовалось не меньше восьми дней. Но свершилось чудо, и горела Менора восемь ночей, пока не приготовили для нее новое масло. Светом Торы, которую не предали лучшие сыны Израиля, поддерживался тот огонь. С тех пор и ввели учители Закона обычай зажигать ханукальные свечи, прибавляя по одной каждый вечер, в течение восьми дней. Эти свечи не используют как единственный источник света для освещения дома и даже зажигают их не чем-нибудь, а специальной свечой (она называется шамаш, то есть "служка"). Шамаш не гасят, он горит наряду с другими свечами на протяжении всего праздника Хануки.
У человека испокон веков сохраняется особое отношение к живому огню. Из поколения в поколение передаются слова царя Шломо (Соломона): "Свеча Божья - душа человека". И к свету иерусалимской Меноры мы испытываем особое чувство. Вот уже 2164 года наш светлый и радостный праздник напоминает о жалкой судьбе завоевателей и силе духа верного Богу еврейского народа, отстаивающего свою независимость и самобытность.
Та война не была направлена на уничтожение народа, политику греков никто и никогда не называл геноцидом. Это позже, в более "прогрессивное" время, еврейскому народу придется столкнуться с диким варварством. Греки добивались одного: "Согласитесь, евреи, что ваши Бог, Тора - это лишь философия, игра ума, интеллекта. Поступайте рационально. Забудьте своего иррационального Создателя". И поэтому мы празднуем не победу в войне, в нашей истории было много побед, малых и великих, мы празднуем возвращение в Храм. Еврейский народ после этой победы еще раз осознал, что его сила не в богатой культуре и знаниях, не в величайшей истории, а прежде всего в Боге и от Бога.
Победа была в том, что мир увидел настоящий свет. Мы часто в жизни встречаемся с красивыми вещами, вызывающими восторг и эстетическое наслаждение. Но настоящий свет исходит не от них, он - от Бога. Человек, сидящий в темноте, может не замечать ее - его душа освещена другим, высоким светом. А бывает, среди огней и фейерверков он чувствует себя неуютно: в суетном ему не хватает света Творца. Зажигаемые в эти дни свечи не роскошны, они маленькие и скромные. Но зато их зажигают от души и с любовью. Они приносят в наш дом настоящие, ни с чем не сравнимые тепло, радость и уют. Их вроде бы слабый свет проникает в самые потаенные уголки человеческой души, в этом их высокая непреходящая ценность.
Господство духа, нравственное совершенство человека возобладали над стремлением к одному лишь интеллектуальному и физическому совершенству, победили, несмотря на все достижения эллинского мира в науке, искусстве, философии. Иудея восстановила свою независимость.
И вот здесь мы имеем некий парадокс. Казалось бы, имена Маккавеев должны постоянно быть в нашем сердце, а не вспоминаться однажды в году. Но нет! Мы вспоминаем о них только раз, да и то лишь в связи с огнем святой Меноры. К сожалению, Маккавеи во власти оказались не столь благородными, как от них ожидалось. Кропотливый труд в поисках сотрудничества требовал совсем иных талантов, нежели ведение боев. К тому же, как известно, власть нередко опьяняет. Так произошло и с наследниками Матисьегу и Иегуды Маккавея.
Лишь восемьдесят лет после победы восстания Иудея сохраняла полную свободу и независимость. В 3697 году после кровопролитной гражданской войны в Иерусалим вошли легионы Помпея, их пригласил один из претендентов на власть в стране. Есть мнение, что, победив ослабленную Сирию, Рим неизбежно пошел бы на Иудею. Но это не может быть оправданием предательства. Еврейский народ ждало второе разрушение Храма и многовековое рассеяние по всему миру. Не раз еще победами духа пришлось народу утверждать силу заповедей Торы. И приходится. И еще, возможно, придется не раз, но никогда - и история еврейская тому порукой - не заставить нас "забыть Учение Твое и отойти от уставов воли Твоей".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников