ДОМ ВЕЧНОСТИ ИЗ ПЕСКА

Буддийские монахи, не имея даже заграничных паспортов, умудрились добраться до Москвы, чтобы выполнить важную миссию: возвести в этом великом, как они тоже считают, городе земную проекцию небесного храма - песчаную мандалу. Две недели они корпели над произведением искусства, чтобы сегодня его начисто разрушить.

"Пережить смену тысячелетий даровано людям однажды за многие поколения, - рассказывает автор идеи Елена Врублевская. - Когда мы услышали, что монахи знаменитого в Тибете монастыря Гьюдмеда отправились в мировое турне, чтобы возвести в разных частях света мандалу - изображение небесного дворца, символизирующего пути духовного развития человечества, то решили пригласить их и в наш музей. Ведь построение этого уникального сооружения с четырьмя входами и множеством изысканных деталей, - бесспорно, не чисто религиозная, а и художественная, духовная акция. Монахи, которые уже успели побывать во многих странах Европы, Азии и в Америке, с радостью согласились приехать в Москву. Ведь этот город был им "указан свыше". И именно здесь они заканчивают свою миссию".
Один из залов Музея современного искусства украшен экзотическими полотнами с изображениями разных воплощений Будды. В центре - алтарь, на который буддисты возносят дары своему небесному покровителю - Ченрезигу - Будде безграничного сострадания. Он считается основателем Земли Снегов - Тибета. Ченрезиг, судя по выбору разносолов, любит покушать. На алтаре разложены фрукты, рис, сладости и множество сушек с маком. "Мы предлагаем Всевышнему те продукты, которые особенно любят в пригласивших нас странах, - отвечает на мой удивленный возглас один из монахов - Лобсенг Церинг. - Неважно, из чего они сделаны, но важно их качество и искренность подношения". Кстати, Будда не вегетарианец. Может и котлетку принять...
Но самым любимым лакомством, возносимым на алтарь, считаются фигурки из масла. Тибетские монахи уже несколько тысячелетий лепят из сливок, взбитых из молока яков и коров, разнообразные изображения зверушек и забавных человечков, на вид напоминающих пластилиновых. Монахи так и не раскрыли мне, как из столь непрочного, легко растекающегося материала можно изготовлять подобные вещицы. Зато отведать сладковатых чудиков мне предлагали от всего сердца.
Песочная мандала Ченрезига - это изображение его небесного дворца, только плоское. Каждый день перед тем, как приняться за высокий труд, все четыре монаха усаживались на специальные коврики возле алтаря и целый час молились. Их пение - образец уникальной горловой техники, которой владеют только в Тибете, да и то далеко не все. По словам одного из организаторов акции, музыканта Игоря Янчеглова, вся эта великолепная четверка - не просто монахи, а солисты Театра тибетской музыки, настоящие профи. Они привезли с собой множество удивительных музыкальных инструментов, так что каждый день возведения мандалы - еще и своего рода концерт духовной музыки.
Но главное действо, конечно, - само строительство. Когда фантастические гортанные звуки, чем-то напоминающие органную музыку, смолкают, монахи снимают праздничную одежду и принимаются за дело, можно сказать, засучив рукава. Тоненькими металлическими палочками, похожими на рожок для мороженого, они по крупицам засыпают в специальные "канавки" разноцветный мраморный песок. Работа, достойная ювелира, продолжается 6 часов кряду. И так - все 2 недели, пока "земной рай" не будет готов.
"Во всех странах люди примерно одинаково воспринимают строительство мандалы, - рассказал мне Лобсенг Церинг. - Они обычно испытывают любопытство, радость, порой восторг, но никто никогда не пребывает в гневе, созерцая священный дом: ведь он несет в себе заряд совершенства". Особенно важно, по словам моего собеседника, возвести мандалу сейчас, когда грядет новое тысячелетие. Хрупкое чудо олицетворяет вечность и гармонию. Но, поскольку все в мире временно и мимолетно, произведение искусства придется разрушить. Поэтому акция называется "дворец тысячелетий, или дары разрушения". Сегодня монахи будут дело своих рук торжественно разносить в пух и прах.
"Это зрелище не для слабонервных, - признается фотохудожник Святослав Пономарев. - Не все выдерживают. Например, в Калифорнии поначалу люди относились к действу без доверия, а в момент разрушения мандалы многие плакали, как дети. Жалко же..."
"Может, и не стоит ломать?" - спрашиваю монахов, которые по очереди отдыхают от работы и охотно отвечают на вопросы. Ответ можно спрогнозировать: зачем сожалеть о том, что все равно бренно? "Вы прикоснулись к вечному, стали свидетелем прекрасного - вот наша цель", - говорят бритоголовые гости.
Мало кто знает, как сложно было работникам музея и поклонникам тибетского искусства организовать двухнедельный визит монахов в Москву. Оказывается, у них нет практически никаких документов. А без загранпаспортов въезд в страну, естественно, невозможен. Пришлось выходить на высокий правительственный уровень, чтобы в порядке исключения это разрешили сделать. Решающим стал аргумент: ничего подобного в России еще не бывало. И в ближайшую тысячу лет вряд ли будет.