"МЕНЯЕМ КОРАБЛЬ НА ЗАРПЛАТУ"

Наша газета не раз рассказывала о ситуации с российскими траулерами, которые месяцами вынуждены томиться в зарубежных портах, в частности, - в Норвегии. Работодатели бессовестно обманывают рыбаков, месяцами не выплачивая зарплату, тем самым обрекают их на нищенское существование вдали от родины. Эти люди фактически становятся заложниками.

Первыми обратились в норвежский суд члены команды мурманского траулера "Елизавета", которые больше полугода простояли в порту Киркенес. Суд счел требования российских моряков убедительными и обязал судовладельца (мурманскую компанию "Баренц Верфь") выплатить команде причитающуюся зарплату - 13 654 доллара, а также все судебные издержки ("Труд", 3 июля 2003 г.).
После этого сенсационного решения представитель норвежского профсоюза моряков Свенн Туре Фальк высказал мнение, что экипажи и других российских судов, попавшие в подобный переплет, последуют примеру "Елизаветы". Так и вышло. Следующим судном, которое выиграло дело в норвежском суде, стал траулер "Леемети". Его владелец - карельская компания "Гридино" - должна заплатить рыбакам почти 25 тысяч долларов.
По словам председателя арктической региональной организации "Российский профсоюз моряков" Константина Кривенко, еще несколько лет тому назад подобные иски норвежским судом не принимались, поскольку Россия долго не решалась ратифицировать международную конвенцию об унификации арестов судов. Как только это было сделано, ситуация изменилась. Теперь, в соответствии с международным правом, судно становится залогом, пока с экипажем не произведен расчет. Работодатели, опасаясь потерять собственность, вынуждены расплачиваться с командой.
Карельская компания "Гридино", сначала даже не отвечавшая на телефонные звонки, после решения суда сразу направила своего официального представителя в отделение российского профсоюза моряков. Он заверил, что взысканные суммы будут переправлены в Норвегию. Если обещание не выполнит, судно "Леемети" продадут с молотка. Владельцу траулера это, безусловно, невыгодно.
Получив поддержку норвежского правосудия и норвежского профсоюза, мурманский рыбацкий профсоюз взялся отстаивать права других экипажей, в том числе - взятых в аренду на условиях чартера. Для этого нужно заключить с рыбаками коллективные договоры. Пока они подписаны только с двумя судами. А в портах Норвегии простаивают десятки: 19 траулеров числятся в аренде у мурманских рыбопромышленников, 7 - у архангельских и 8 - у карельских. Поскольку судовладельцы всячески препятствуют заключению коллективных договоров, профсоюз решился на такую крайнюю меру, как бойкот.
Кстати, о бойкоте впервые заговорили еще три года назад на профсоюзной конференции в Киркенесе. Но тогда и сами норвежцы не были готовы поддержать его. Да и российские профлидеры решились на такую акцию, только убедившись, что никакие другие доводы не действуют. Как сказал председатель Мурманского обкома профсоюза работников рыбного хозяйства Степан Качан, основная цель бойкота - защита законных прав моряков, социальных и трудовых.
А суть бойкота заключается в том, что в норвежских портах российским траулерам, где нарушаются права рыбаков, не будут предоставлять лоцмана, а докеры откажутся разгружать рыбу. Это может длиться несколько дней. Каждый день простоя обернется для судовладельца ощутимыми убытками - до нескольких тысяч долларов. Российские компании заявляли в ответ, что, мол, не очень-то боятся таких угроз. Откажут в специалистах норвежские порты, суда с удовольствием примут в Дании, Великобритании, Исландии. Ничего подобного - парируют профсоюзы. Почти во всех крупных портах мира работают инспектора международного рыбацкого профсоюза - 137 человек. Они обладают большими полномочиями, и с их мнением считаются портовые администрации. Поняв это, российские судовладельцы побежали в тот же норвежский суд. В их исковом заявлении говорится, что требования профсоюзов - это шантаж. Но суд принял беспрецедентное решение: поддержал бойкот мурманских рыбацких профсоюзов, признав их действия законными. Так что российским владельцам судов ничего не остается, как работать цивилизованно, соблюдая все международные требования и правила. Иначе они просто прогорят. В общем, норвежский суд отказал в сочувствии работодателям, которые не хотят платить рыбакам за труд.