ТАКАЯ ВОТ ФИЛАРМОНИЯ

Многие, уверен, помнят не столь давние времена, когда театр, кино и телевидение относились к трем разным ведомствам: Министерству культуры, Госкино и Гостелерадио. Три структуры, три чиновничьи вертикали, три системы контроля над творчеством. И только недавно, с созданием большого Министерства культуры и массовых коммуникаций, три музы-сестры оказались "под одной крышей".

Казалось бы, жить да радоваться. Ан нет, все не так просто. Пожалуй, никогда прежде не было столь активно (и охотно) высказываемого у нас недовольства тем, что происходит в художественной сфере. В особенности - на ТВ, которое по природе своей объединяет и театр, и музыку, и кино. В последнее время разные ветви власти постоянно обращаются к малому экрану с критикой и законодательными инициативами. То пытаются запретить сцены жестокости и насилия в эфире, то регламентируют время показа пивной рекламы. А в минувший четверг обсуждению концепции и планов работы "большого" Минкульта было посвящено заседание правительства. Краткий отчет об этом дали в выпусках новостей все без исключения телеканалы. Многие из них вернулись к сюжету и в конце недели в итоговых аналитических передачах.
Даже по сжатому изложению было ясно, что основное внимание члены правительства снова обратили на ТВ. На то, какие качества формирует оно сегодня в человеке. Один министр-силовик резко высказался "о дебилизации" людей средствами эфира. И недобрым словом упомянул конкретную высокорейтинговую эстрадную телепрограмму, идущую на государственном канале. Другой, не довольный "ученой" лексикой доклада министра культуры при обсуждении жгучих проблем, в сердцах назвал услышанное филармонией. В итоге решили новую версию доклада заслушать через полгода.
Боюсь, что к лету, если на телевидении все будет идти так, как идет, можно будет изменить разве что слова в докладе министра, но не положение в эфире. Совершенно очевидно: нынешнее ТВ по эстетическим, этическим параметрам порой явно уступает "проклятому прошлому". На минувшей неделе, будто специально, в эфире было два ярких подтверждения справедливости такого наблюдения.
В понедельник на канале "Культура" показали "Галатею" - замечательный телебалет с Екатериной Максимовой и Марисом Лиепой в главных ролях, снятый почти тридцать лет назад. Дело не только в таланте создателей ленты: одаренных людей и сегодня немало. Основное творческое достижение режиссера Александра Белинского, балетмейстера Дмитрия Брянцева, композитора Тимура Когана состояло в другом. Они свежо и необычно раскрыли тему "Пигмалиона". Пожалуй даже необычнее, чем это было сделано во всемирно известном мюзикле "Моя прекрасная леди", созданном на основе той же пьесы Бернарда Шоу.
А в пятницу вечером на Первом канале зрители увидели очередной выпуск живущей в эфире уже не первое десятилетие игры "Что? Где? Когда?" ("ЧГК"). Созданная когда-то неистощимым выдумщиком Владимиром Ворошиловым, она являет собой редкий пример оригинального отечественного телевизионного продукта (известно ведь, что сегодня на экране - сплошь покупные зарубежные игровые шоу, адаптированные к нашим условиям).
Главное достоинство "ЧГК" изначально состояло в том, что участие в игре возбуждало в людях любопытство, развивало их интеллектуально, формировало неповторимость личности. Попытки после кончины автора модернизировать игру, приспособить ее к расхожим коммерческим правилам, господствующим в нынешних телеиграх, не имели успеха у зрителей. К чести наследников Ворошилова, они вернулись к главным принципам клуба знатоков, найденным еще на ранних стадиях его существования.
Я привел в качестве примера лишь две программы недели. Два произведения телевизионной классики. А ведь яркие удачи телевизионного кино - "Операция "Трест" Сергея Колосова, "Семнадцать мгновений весны" Татьяны Лиозновой, "Место встречи изменить нельзя" Станислава Говорухина, театра - замечательные телеспектакли Анатолия Эфроса, Петра Фоменко, Марка Захарова, эстрады - рассказы Ираклия Андроникова, шоу Евгения Гинзбурга - продолжают оставаться вершинами отечественной телевизионной культуры. Безупречные в своих эстетических качествах, они, кроме того, становятся высокой школой нравственности.
Столь знакомая сегодня нам проблема "дебилизации" к названным произведениям не имеет никакого отношения.