ЗАДЫМИЛСЯ "КОШКИН ДОМ"

У кошки девять жизней - на эту поговорку любили ссылаться устроители московской постановки легендарного мюзикла "Cats", демонстрируя уверенность в счастливой судьбе своего детища. Но прошло всего 9 месяцев - и команда менеджеров объявила о сворачивании проекта: спектакль, намеченный на 5 февраля, будет последним.

Свое решение организаторы объясняют желанием переключиться на новые творческие проекты. Возможно, так оно и есть, но причина эта, наверное, не единственная и не главная.
Если честно, то уже с самого начала затея международной продюсерской компании "Стейдж Энтертейнмент" с постановкой "Кошек" показалась чересчур амбициозной. Тогда, в марте, было заявлено, что компания арендует Московский Дом молодежи на несколько лет. "Стейджс Энтертейнмент" отремонтировал МДМ, превратив его интерьеры в своеобразное продолжение декораций "Кошек": с потолка главного фойе светила громадная желтая луна, мерцали звезды... Предполагалось, что каждый день полуторатысячный зал будет заполняться под завязку при цене билетов от 400 до 1600 рублей. На премьеру приехал сам сэр Эндрю Ллойд Уэббер - автор музыки. Постановкой он вроде остался доволен - ведь работа с русскими артистами шла под присмотром его доверенных лиц: музыкального супервайзера Дэвида Боулинга, режиссера Кристины Картрайт, балетмейстера Эльвиры Таха...
Но довольно быстро выяснилось, что жители и гости столицы не проявляют должного энтузиазма и не переполняют кассу сборами. Например, представители театральных интернет-агентств, с которыми удалось связаться корреспонденту "Труда", конфиденциально оценили уровень продаж билетов на "Кошки" как устойчиво средний. Наверное, сказалось отсутствие эффектного мелодраматичного сюжета (представление - по сути, дивертисмент "из жизни кошек", где эти "герои помойки" состязаются в вокальных, акробатических и даже воровских талантах, после чего победительницу забирают в кошачий рай). В англоязычном мире все с детства знают цикл изящно-ироничных стихов Томаса Элиота о кошках, по мотивам которого и был создан в начале 1980-х мюзикл. Но у нас лишь немногие имеют о нем представление, и имя знаменитого поэта в афише в качестве приманки не сработало.
Ну и, откровенно говоря, в мюзикле Уэббера оказалось не так уж много яркой музыки. При том что партитура, безусловно, сделана очень крепкой профессиональной рукой. Однако автор этих строк обнаружил лишь один настоящий шлягер - знаменитую арию главной героини "Memory". Все остальное в ушах, что называется, не застревает. А русская публика все-таки привыкла, чтобы, идя с представления вроде мюзикла или оперетты, можно было не только вспомнить трюки кордебалета, но, главное, напеть три-четыре понравившиеся мелодии...
В свое время я высказал мнение о спектакле не без опаски: все-таки "Кошки" - самый долгоживущий бродвейский мюзикл, собравший за 25 лет 50 миллионов зрителей... Но на следующий день после выхода в "Труде" рецензии на спектакль мне позвонила композитор Александра Пахмутова: "Я полностью разделяю вашу оценку, а феномен Уэббера считаю в большой мере результатом мощного пиара... " Не скрою, это ободрило: мнение-то Александры Николаевны, сочинившей рекордное количество подлинных мелодических шедевров, неавторитетным никак не назовешь.
Так стоит ли после этого удивляться досрочному закрытию "кошкина дома" в Москве?