РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА

С каждым годом наша страна все больше открывает свои границы для товаров, идей и процессов, которые приходят извне. Это, с одной стороны, обогащает Россию. С другой - делает нас все более зависимыми от того, какие ветры дуют на мировом рынке. Так, перспективы грядущего вступления в ВТО неизбежно заставляют Россию выравнивать свои внутренние стандарты по нормам Евросоюза. В нашем случае "выравнивать" означает, как правило, поднимать - тарифы, цены и прочее. Однако не стоит забывать о том, что значительное повышение тарифов может существенно ускорить рост цен в промышленности и темпы инфляции. Более того, Россия - не Европа, хотя бы по своим масштабам. Поэтому "уравниловка" приемлема далеко не в каждом вопросе. Необходим индивидуальный подход.

Прошедшая недавно забастовка докеров крупнейших портов Приморья против повышения тарифов на грузоперевозки явилась наглядным тому подтверждением. Таким образом докеры отреагировали на губительную, по их мнению, тарифную политику ОАО "РЖД" и Федеральной службы по тарифам, которые планируют в ближайшие три года увеличить железнодорожные тарифы на грузоперевозки суммарно более чем на 30 процентов.
Индексация тарифов и сборов в 2005 году на 12,5 процента уже сказалась на грузообороте дальневосточных портов, поскольку основной частью транспортной составляющей стоимости грузов, отправляемых через эти морские порты, являются затраты на железнодорожные перевозки. Соответственно грузоотправители резко сократили или прекратили вовсе отправку грузов в дальневосточном направлении.
В то же время увеличился грузооборот портов Украины и прибалтийских государств. При сохранении подобной динамики событий российские порты могут вообще в ближайшем будущем не выдержать конкуренции с соседями.
Из-за повышения транспортных тарифов проблемы возникают не только у докеров. Беспокойство испытывают металлурги, работники угле- и нефтедобывающей отраслей.
Действительно, рост тарифов неуклонно опережает, к примеру, рост цен на уголь. В то время как тарифы за нынешний год увеличивались дважды: в январе на 12 процентов и в августе на 5,4 процента, средняя цена на энергетический уголь возросла всего лишь на 6,5 процента. Еще более сложная ситуация складывается с экспортом кузбасских углей. С декабря 2004 года по октябрь 2005-го мировые цены на энергетический уголь снизились на 32 процента. В таких условиях буквально каждая копейка транспортной составляющей на счету. "Минимальное повышение тарифов может сделать убыточным экспорт угля", - считает гендиректор ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания" Владимир Рашевский. А гендиректор "Южкузбассугля" Владимир Лаврик выразил опасение, что "если произойдет рост тарифов, угольные шахты умрут".
Таким образом, становится понятно, почему рост железнодорожных тарифов вызывает такую обеспокоенность. Один из основных аргументов, который обычно приводит ОАО "РЖД" в пользу повышения тарифов, - высокие издержки бизнеса. Однако министр финансов России Алексей Кудрин предложил способ такие издержки сократить путем сдерживания или замораживания роста зарплат в самих госкомпаниях.
На этом фоне новые опасения российских грузоотправителей вызывает принятое Минтрансом решение о "выравнивании" (читай - повышении) с 1 января 2006 года транзитного тарифа на перевозку грузов по железной дороге в порты Балтии. Как сообщил министр транспорта Игорь Левитин после заседания российско-литовской межправительственной комиссии в Паланге, выравнивание тарифа поставит российские порты, расположенные на Балтике, в равные конкурентные условия с портами других стран. Одним из механизмов выравнивания станет отмена понижающего коэффициента на транзитные перевозки в адрес российских портов. "Для нас первично не развитие портов, а увеличение экспорта грузов", - заявил министр.
Другими словами, для грузоотправителя действительно не важна проблема развития инфраструктуры в каком-то направлении, если есть возможность выбора маршрута поставок. Однако в данном случае вопрос стоит о выборе между развитием и загрузкой российских мощностей и мощностей сопредельных государств, например стран Балтии. Для России в настоящий момент проблема реконструкции действующих портов стоит очень остро. Именно благодаря сниженным тарифам на провоз грузов внутри России нашим докерам удается держаться на плаву. При одинаковых тарифах грузопотоки и соответственно прибыль уйдут к соседям.
Решение о "выравнивании транзитного тарифа" аргументируется намерением России вступить в ВТО, где правила предполагают равные условия для всех участников рынка. Но сейчас такого рода действия, по мнению независимых экспертов, выглядят странно и объективно работают на интересы владельцев портовых мощностей в странах Евросоюза. Ведь очевидно, что у Евросоюза пока нет юридических оснований требовать от России одинаковых тарифов. Когда Россия вступит в ВТО, такие меры станут уместны, а сегодня они, по меньшей мере, преждевременны.
Впрочем, есть и в России "дальновидные" компании, которые уже начали перекладывать деньги в зарубежные порты. Например, "Северстальтранс", где И. Левитин работал до своего назначения министром, уже вышла из состава акционеров Восточного порта (РФ) и продала Туапсинский, сосредоточившись на строительстве собственного терминала в Мууге (Эстония) и развитии других портовых проектов в странах Балтии.
И уже совсем странным выглядит заявление министра о том, что с 2006 года транзит грузов из Казахстана в адрес порта Клайпеда будет осуществляться по специальным условиям. По его словам, с нового года стоимость перевозки некоторых категорий грузов, следующих из Казахстана через российский порт Махачкала и далее по территории России по направлению порта Клайпеда, будет значительно снижена. Речь идет о транзите зерна, сырой нефти и металлопроката. Тариф на перевозку металлопроката снизится почти в два раза, с 84 до 46 долларов за тонну. Стоимость перевозки нефти снизится до 24 долларов за тонну для частного подвижного состава и до 32 долларов - для общего парка. Кроме того, стоимость перевозки зерна снизится на 10 процентов.
Чем вызвана такая забота о казахстанских грузоотправителях в ущерб российским, остается только недоумевать.