Это прежде всего инструмент, позволяющий изменить к лучшему жизнь региона, города или района, отдельных людей.

Силиконовая долина, Санкт-Петербург, Шампань или Крым… У большинства при звучании этих слов возникает одинаковый набор ассоциаций и положительных эмоций. А что знают о Челябинской области за ее пределами? Вариант первый и самый распространенный — ничего. Далее начинают вспоминать металлургию или уральские оборонные предприятия. Что есть в Челябинской области помимо этого, вспоминается с трудом.

Как можно охарактеризовать понятие «бренд», если не воспринимать его узко? «Бренд — это неосязаемая сумма свойств чего бы то ни было — его имени, его истории, репутации и способа рекламирования. Бренд также является результатом впечатления, которое он производит на потребителей», — гласит одно из классических определений. Бренд придает товару, технологии, городу или региону некую дополнительную ценность, заставляющую делать выбор в его пользу. Сам образ, оказывается, может иметь собственную ценность.

Известные людям старшего поколения выражения «Урал — опорный край державы», «Челябинск — танкоград» — это мощные бренды. Но вчерашнего дня. Бренд может опираться на прошлое, но при этом должен быть устремлен в будущее. А будущее за инновационной экономикой, совершенными технологиями, качеством жизни.

Примером такого сплава старого и нового стал Златоуст. Власти города давно бьются над проблемой привлечения туристических потоков — и вроде бы все есть: и природа, и история, и уникальные художественные промыслы. Ведь Златоуст издавна славен гравюрой по стали, украшенным оружием, это город русского булата, наконец. Сегодня в Златоусте существует более 50 разных мастерских, которые производят продукцию декоративно-прикладного искусства — в этой сфере занято столько же людей, сколько на одном из градообразующих предприятий. На единственную в Рос- сии экспозиционную площадку «Ладья-2010» мастера отправились уже как единая организация — Гильдия мастеров-оружейников Златоуста. Специально созданный товарный знак стал визитной карточкой для продвижения изделий на международном и российском рынках и своеобразной гарантией качества.

Именно в этом состоит идея ребрендинга региона, выдвинутая губернатором Челябинской области Михаилом Юревичем. Что станет новым брендом для Южного Урала? Зюраткуль, Ильмены и Тургояк с их удивительной природой и массой сопутствующих легенд. Горнолыжные курорты Абзаково, Завьялиха, «Солнечная долина», Аджигардак. Чугунное кружево Каслей. Зреющие в закрытых наукоградах — Снежинске, Озерске, — новые технологии, не имеющие аналогов в мире.

В любом случае образ Южного Урала должен измениться так, чтобы сделать область более привлекательной — для россиян, для туристов, для российских и зарубежных инвесторов. l

Михаил Юревич

губернатор Челябинской области:

— Крупные зарубежные компании располагают значительными средствами, но не могут их инвестировать в собственную экономику — она не растет, ее границы зажаты. А у нас развивающаяся экономика. Есть огромные ниши, которые надо успеть занять в ближайшие 10–15 лет. За инвестициями придут современные технологии, которые предполагают совершенно другую производительность труда. Инвесторы могут быть любыми — местные челябинские, российские, иностранные.

Особое внимание — реальному сектору производства, поскольку это и развитие технологий, и рабочие места, и отчисления в бюджет. А самое главное — это залог того, что люди будут жить достойно. Многие ключевые предприятия региона уже прошли процесс глубокой модернизации. Старопромышленная Челябинская область переживает период рождения высокотехнологичной и конкурентоспособной экономики, которая долж- на обеспечить южноуральцам новое качество жизни.

При этом мы не забываем, что Челябинская область — это не только фабрики и заводы. Наши уникальные памятники природы, историко-культурные достопримечательности давно стали не менее известными брендами. Рядом с индустриальными центрами у нас сохранилась великолепная природа, тысячи уникальных чистых озер, живописнейшие горные пейзажи. Они делают Челябинскую область идеальным местом для туризма и отдыха.

СПИСОК БРЕНДОВ ЮЖНОГО УРАЛА В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА

Mirel, фабрика тортов

Торты, пирожные и профитроли торговой марки Mirel от компании «Хлебпром» отмечены дипломами и медалями на престижных выставках. Их ассортимент учитывает как российские традиции питания, так и европейские тенденции. На предприятии действует уникальная высокотехнологичная голландская линия по производству бисквитов.

«Макфа», агропромышленный холдинг

Признанный лидер российского рынка макаронных изделий и муки. По объему производства занимает первое место в России и Восточной Европе, входит в первую пятерку крупнейших мировых производителей макаронных изделий. Ассортимент выпускаемой продукции составляет более 150 наименований — это макаронные изделия, мука, крупы, полуфабрикаты для выпечки блинов и оладий.

«Увелка», продовольственная компания

Компания является крупным предприятием — переработчиком сырья и производителем высококачественных круп и зерновых хлопьев. Лидирует на отечественном рынке пакетированных круп. Ассортимент компании состоит более чем из 80 позиций, прямые поставки осуществляются во все города России областного значения, а также в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Магнитогорский металлургический комбинат

Крупнейшее предприятие черной металлургии. Производство представляет собой крупный металлургический комплекс с полным технологическим циклом — начиная с подготовки железорудного сырья и заканчивая глубокой переработкой черных металлов. Реализует стратегию инвестиций в техническое перевооружение, реконструкцию и модернизацию производства. Среди наиболее крупных проектов последнего времени — запуск толстолистового стана 5000 и строительство комплекса холодной прокатки.

Челябинский трубопрокатный завод

Один из крупнейших производителей стальных труб в России и базовое предприятие трубного дивизиона ЧТПЗ. Трубы, изготовленные ЧТПЗ, использовались при проклад- ке основных трубопроводов страны. В 2010-м запущен современный цех «Высота 239» по производству одношовных труб большого диаметра (508–1420 мм), используемых при строительстве магистральных трубопроводов.

Челябинский металлургический комбинат

Входит в состав группы «Мечел», ведущей российской горнодобывающей и металлургической компании. Космос и авиация, атомная энергетика, тяжелое, химическое, энергетическое, автомобильное и сельскохозяйственное машиностроение, подшипниковые и трубопрокатные заводы, строительство, медицинское оборудование и инструмент — далеко не полный перечень применения продукции челябинских металлургов.

Автозавод «Урал»

Более чем полувековая история предприятия началась в военное время с организации в городе Миассе Челябинской области автомоторного и литейного производств, эвакуированных с Московского автомобильного завода имени Сталина (ЗИС). В настоящее время завод выпускает полно-приводные внедорожные грузовые авто-мобили, дорожные грузовики, вахтовые автобусы.

Швейная фабрика «Пеплос»

Занимает место в десятке крупнейших российских производителей мужской одежды. В ее ассортименте более 60 моделей костюмов, разработанных президентом Европейской ассоциации дизайнеров Манфредом Томанеком (Германия) и конструктором-дизайнером Лино Банфи (Италия). Шить костюмы сотрудников «Пеплоса» научил признанный в мире швейный технолог Марчелло Фабиетти, известный сотрудничеством с такими брендами, как Dolce&Gabbana, Valentino, Cavalli.

Обувная фирма «ЮНИЧЕЛ»

Одно из крупнейших предприятий России по производству обуви. Эта торговая марка известна благодаря развитой сети фирменных магазинов, имеет предста- вительства более чем в 30 регионах страны. Качество выпускаемой на фабрике продукции контролирует единственная в Уральском регионе аккредитованная государством лаборатория.

Челябинская область занимает в России:

-7 е место по объему отгруженной продукции

в обрабатывающих производствах;

— 10 е место по строительству жилья;

— 11 е место по розничному товарообороту.

l Челябинская область является одним из регионов — лидеров по инвестиционному климату. За последние несколько лет в регионе было открыто более 300 новых производств с участием иностранного капитала.

l В декабре международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s присвоило Челябинской области долгосрочный кредитный рейтинг по международной шкале «ВВ+" и рейтинг по национальной шкале «ruAA+». Из 22 субъектов РФ, имеющих кредитные рейтин- ги Standard & Poor’s, только Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа имеют более высокие показатели. По мнению аналитиков, такие результаты основаны на значительных резервах Челябинской области, низком уровне долга и способности региона сокращать расходы в стрессовой ситуации.

Сергей Березин, Челябинская область