РЖД закон не писан

Над Круговым депо Ленинградского вокзала в Москве нависла угроза уничтожения

С Кругового депо Ленинградского вокзала начиналась история Российских железных дорог.

Это первое паровозное депо Москвы, созданное в середине XIX века по особому проекту самого Константина Тона, архитектора храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца, вокзалов в Москве и Питере. Идеально вписанное в общий архитектурный стиль станционных построек, оно часто упоминалось в литературе и изображалось живописцами того времени, а также было многократно повторено в архитектуре круглых депо европейских и американских железных дорог. Поэтому угроза его разрушения так всколыхнула всю мировую архитектурную элиту.

«Комплекс зданий Таможенного двора, 1850–1860-е годы, архитекторы К. А. Тон, Р. А. Желязевич; Круговое депо (Комсомольская площадь, дом 3/30, строение 1) представляет собой круглое здание бывшего паровозного депо. Оно построено в 1851 году одновременно и по единому проекту с Николаевским (Ленинградским) вокзалом и всем комплексом первой в России железной дороги. Здание сохранило свою первоначальную объемно-пространственную структуру, систему сводчатых перекрытий и планировочное решение интерьеров; является первым и единственным сооружением подобного рода в Москве и потому имеет большое историко-культурное значение как неотъемлемая часть старейшей в России железной дороги», — написал по этому поводу эксперт Минкульта РФ профессор Андрей Баталов. «Бездумная волна сносов исторического наследия в Европе и США прошлого столетия привела к невосполнимым утратам в их архитектурном облике, — вторит ему известнейший нью-йоркский архитектор Эндрю Долкарт. — Зачем же русским повторять чужие ошибки и так опрометчиво расправляться со своим бесценным культурным достоянием?»

Казалось бы, железнодорожники сами должны инициировать вопрос о его сохранении. Тем более что председатель ОАО «РЖД» Владимир Якунин, глава Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы России, имеет твердую репутацию консерватора и патриота. Но вот его комментарий: «Конечно, Круговое депо — памятник архитектуры, но не можем же мы сидеть с этим ветхим жильем? Его надо содержать, ремонтировать. Нам необходимо обеспечить выполнение программы строительства скоростного движения Москва — Петербург, по этому участку должна пройти трасса».

Может, в основе этого решения лежит суровая экономическая необходимость?

По данным Управления капстроительства ОАО «РЖД», снос депо запланирован в рамках строительства нового главного пути на участке Москва — Крюково — Алабушево. Но на станции Крюково нет остановок скоростных поездов, так что «программа строительства скоростного пути на участке Москва — Петербург» здесь ни при чем и речь идет о пригородном пути. Может, дело в намерении разделить пригородное и скоростное движение? Но на Ленинградском вокзале это уже сделано. В том, что Круговое депо мешает расширению пригородной зоны Ленинградского вокзала? И снова нет: последняя реконструкция московской станции, в 1984 году, затронула именно пригородную зону — тогда за счет добавления нескольких крайних путей для пригородных поездов ее пропускная способность выросла до 113 пар поездов в сутки. К сведению: сейчас на Ленинградском направлении в ходу всего 72 пары поездов, то есть на 120 тысяч пассажиров в час меньше, чем до перестройки. Вот такой резерв пропускной способности существует в данный момент на станции Москва Октябрьской железной дороги. Так может, в планах РЖД такое резкое увеличение числа электричек, что даже этого недостаточно? На этот вопрос отвечает п. 3.6.2 Генплана развития Москвы до 2025 года: в ближайшем будущем между Октябрьским и Курским направлениями пойдут новые железнодорожные пути, которые отведут большую часть электричек от Ленинградского вокзала на Курское направление. Так стоит ли сегодня расширять пригородную зону, если через несколько лет она станет ненужной? Зачем тратить деньги на то, что вскоре окажется бесполезным? И зачем, наконец, рушить памятник, который заведомо не будет никому мешать?

Бог с ней, с экономикой — кого в нашей стране удивишь неэкономическими мотивами? Но, может, хотя бы с юридической стороны все в этом деле у РЖД в порядке?

Нет, нет и снова нет! Потому что Круговое депо — выявленный объект культурного наследия, его снос запрещен законом ка-те-го-ри-чес-ки. В Уголовном кодексе за такие дела даже особая статья предусмотрена, за номером 243, о чем руководство компании было многократно предупреждено. Но, видно, не для него наши законы писаны: строительные работы на Октябрьской железной дороге, предусматривающие снос Кругового депо, идут сегодня полным ходом.

Особый цинизм ситуации в том, что на собственном проекте РЖД поперек схемы депо ясно читается надпись: «Охранная зона № 180».

«Архнадзор»

Качество нашей жизни зависит не только от материального достатка, благоустройства дворов и своевременного вывоза мусора, но и от того, есть ли за что зацепиться глазу вокруг, когда мы смотрим на дома и улицы родного города. Радует ли он нас, хранит ли дорогие сердцу истории? Увы, и за эту радость нужно биться. Поэтому мы открываем эту рубрику.