Главная Культура 02:01 23 Декабря 2022 15649
А 130 лет назад на премьере «Щелкунчика» никакого ажиотажа не было

Билеты в Большой на «Щелкунчика» остаются самым желанным подарком на Новый год

Виктория Пешкова
Нина Капцова и Артем Овчаренко - Мари и Принц в «Щелкунчике» Большого театра. Фото Дамира Юсупова

18 декабря 1892 года на сцене Мариинского театра состоялась двойная премьера. Почтеннейшей публике в один вечер представили два новых сочинения Петра Ильича Чайковского: одноактную оперу «Иоланта» и двухактный балет «Щелкунчик» с хореографией Льва Иванова и Мариуса Петипа. Оперу и критики, и зрители приняли с восторгом, а относительно балета мнения разделились — шоколадно-мармеладная феерия пришлась по вкусу не всем. Один из самых авторитетных тогдашних знатоков Константин Скальковский негодовал в «Биржевой газете»: «Щелкунчик» поставлен преимущественно для детей — для танцовщиц в нем было весьма мало, для искусства — ровно ничего. Даже музыка оказалась довольно слабою«.

Зато венценосному семейству балет понравился. Знали бы их императорские величества и высочества, что Петипа задумывал совсем другой спектакль. В сказке о превращении деревянной куклы в прекрасного принца, отважно сражающегося со злом, он видел метафору... Великой французской революции, свершившейся за сто лет до этого. Черновики Петипа хранят первоначальный вариант либретто, где первый акт совпадает с сюжетом Гофмана, а во втором Щелкунчик привозит Мари не в кукольный Конфитюренбург с леденцовыми дворцами и лимонадными реками, а в «Приют гармонии» в духе Робеспьера, мечтавшего об обществе, которое будет жить по идеальным правилам в единстве с природой...

Балетмейстеру пришлось отказаться от замысла — в таком виде балет не увидел бы света рампы. В итоге второй акт превратился в живописный, но бессюжетный дивертисмент, наполнить который внутренней динамикой было под силу только такому композитору, как Чайковский.

Над музыкой к балету Петр Ильич работал два года вместо запланированных сперва нескольких месяцев. На премьере был крайне огорчен чрезмерной яркостью костюмов и помпезностью декораций. Соглашался с ним и художник Александр Бенуа: «Постановка великолепна, даже слишком — глаза устают от этой роскоши». Тем не менее «Щелкунчик» удержался в афише, хотя дуплетом с «Иолантой» его больше никогда не давали. Шедевры зажили каждый своей жизнью.

После революции в Мариинке, переименованной в Государственный академический театр оперы и балета, «Щелкунчика» в 1923 году восстановил в хореографии Иванова замечательный балетмейстер Федор Лопухов. Он же спустя шесть лет выпустил новую постановку. А в 1934-м появилась версия Василия Вайнонена, где засияла великая Галина Уланова. Для Ленинграда-Петербурга та постановка до сих пор остается эталонной. Не являясь при этом препятствием для экспериментов — в 2001-м свое прочтение старой истории представили дирижер Валерий Гергиев, балетмейстер Кирилл Симонов и художник Михаил Шемякин, выступивший не только как автор костюмов и сценографии, но и как либреттист и постановщик.

В Большом театре «Щелкунчик» появился в 1919 году в постановке Александра Горского. Спустя два десятилетия на его сцену была перенесена версия Вайнонена, где ведущие партии исполняли Марина Семенова и Алексей Ермолаев. А в 1966-м возник «московский эталон» великого балета, созданный Юрием Григоровичем. Звездный час настал для Екатерины Максимовой и Владимира Васильева. Оттуда, из конца 60-х, и идет традиция, над которой не властны ни политические, ни экономические катаклизмы: попасть на «Щелкунчика» в новогодние праздники.

Начиналось все совершенно безобидно — самые длинные в учебном году каникулы для того и предназначены, чтобы советские школьники приобщались к прекрасному. Поэтому уже с середины 70-х годов во всех театрах оперы и балета «Щелкунчика» давали с последних чисел декабря и до самого конца каникул. А если позволяли возможности труппы, то и по два раза — днем и вечером. Сводить свое чадо на балет стремились даже те, кто весь год не переступал порога не то что музыкального, но какого-либо вообще театра. Однако в новогодние праздники вместить всех желающих зрительные залы не могли, и за билетами приходилось выстаивать в ночных очередях, даже если дело было не в столицах, а, допустим, в Свердловске, Одессе или Перми. Хотя, конечно, с московскими или ленинградскими их было не сравнить. А по мере того, как разрасталась черная дыра дефицита, они превращались в своего рода «универсальную валюту», которой можно было отблагодарить «нужного» человека — от высококлассного врача или автомеханика до проверяющего из главка.

С той поры сменился век, неузнаваемо изменилась страна, а билеты в Большой на «Щелкунчика» остаются самым желанным и дефицитным подарком на Новый год. Волшебную силу они обретают 24 декабря и теряют в первый рабочий день наступившего года. Историческая сцена Большого вмещает 1700 зрителей. Спектакли идут два раза в день. Значит, количество счастливцев недотягивает и до 60 тысяч. Совсем немного на многомиллионную Москву. А ведь билетик надеются заполучить также те, кто живет за тысячи километров от столицы.

Самые предусмотрительные включаются в гонку в начале осени, когда только открываются продажи на декабрь. Пути тут два: традиционная очередь в кассу и интернет. Первый способ тернист тем, что на самых разных его этапах балетоманы наталкиваются на неистребимую балетную мафию. Сейчас, чтобы хоть как-то отсечь перекупщиков, на пути к заветному билетику организованы две очереди. Сначала — за браслетом, дающим право прохода на покупку билетов. Выдаются они за несколько дней до начала продаж на соответствующую дату. Количество, разумеется, строго ограничено. А уже с браслетом (отважные соискатели являются к заветному подъезду даже не в ночь, а вечером накануне дня продажи) можно занимать очередь в кассу.

Обе очереди — и браслетную и билетную — регулируют волонтеры из числа особо активных балетоманов. Они организуют чаты в социальных сетях, ведут списки под кассами. Дежурить порой приходится чуть ли не целые сутки. Но цель оправдывает издержки — они ведь тоже кровно заинтересованы, чтобы в очередь не пролезли перекупщики, для которых это весьма выгодный бизнес: 15 тысяч рублей стоит «левый» браслет, если вы рискнете связаться с махинатором. Столько же, сколько легальный билет в партер! Браслеты клеятся на руку, снабжаются всякими метками, но, судя по всему, уровень защиты все равно недостаточно высок — иначе откуда в таком количестве подделки на сайтах вроде Avito?

Но вот счастливый страдалец — в общей сложности ему приходится провести в двух очередях порядка десяти часов — наклоняется к кассовому окошку. По действующим ныне правилам в одни руки можно взять только четыре билета — на себя и близкого родственника — по паспортам, и на двух несовершеннолетних детей — по свидетельства о рождении. Ни друзей, ни отдаленных родных осчастливить не получится. Билеты — именные. На входе в театр имена в билетах сверяют с документами. Каким образом попадают в театр те, кто приобретает их у перекупщиков по цене от 150 до 600 тысяч рублей — загадка, которую не осилит и волшебный Щелкунчик.

Правда, в XXI веке интернет вроде бы снимает необходимость всех этих хождений по мукам — только имей в руках телефон или ноутбук. Даже и о дате начала продаж тебя известят на сайте www.bolshoi.ru в разделе «Визит в театр». Но, во-первых, попробуй проскочить в те первые минуты и даже секунды, когда билеты еще не расхватаны. Во-вторых — исхитрись не угодить на сайты-двойники, которые дизайном и названием (разница в какую-нибудь буквочку) ловко мимикрируют под единственный подлинный.

Кстати

«Щелкунчика» на праздники дают не только в Большом и Мариинском, и не только в каноническом прочтении. Так, в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко представят недавнюю премьеру в постановке Юрия Посохова. Труппа «Кремлевского балета» отдает предпочтение хореографии Андрея Петрова. Антрепризные труппы выступят в театре «Русская песня» и ДК «Меридиан». На стадионе «Динамо» Евгений Плющенко обновит ледовую версию старого доброго балета. Не останутся в стороне и драматические театры — Сатиры, Московский Губернский, Новый драматический, театр «Вернадского, 13» тоже расскажут своим зрителям бессмертную историю о любви и новогоднем волшебстве.

Да и на многих сценах остального мира в эти дни ждут явления своих «Щелкунчиков», а сайты театров предлагают трансляции когда-то шедших спектаклей. В открытом доступе вы можете найти самые диковинные прочтения легендарного балета — от выдержанной в классическом духе постановки Алексея Ратманского в Американском театре балета до сумасбродного психоаналитического эксперимента Мориса Бежара. Политические обстоятельства по боку, Гофман и Чайковский — над конъюнктурой...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11769
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7438
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7119
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6442
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6272
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?