08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"РОМАНСИАДА" ПОМОГАЕТ ОСТАВАТЬСЯ ЛЮДЬМИ

Бирюков Сергей
Статья «"РОМАНСИАДА" ПОМОГАЕТ ОСТАВАТЬСЯ ЛЮДЬМИ»
из номера 014 за 24 Января 2001г.
Опубликовано 01:01 24 Января 2001г.
"Большое видится на расстоянии..." Уходит в историю четвертый Конкурс молодых исполнителей романса ("Романсиада"), но в разговорах то и дело возвращаешься к этому радостному событию в нашей культуре, прочно связанному с именем инициатора - газеты "Труд". На днях по старой дружбе, я зашел "на огонек" к композитору Александре Пахмутовой и поэту Николаю Добронравову. Знаменитые супруги и соавторы всенародно любимых песен были на гала-концерте победителей нашего конкурса. И неделю спустя все еще находились под впечатлением увиденного и услышанного.

- "Труд" и устроители конкурса затеяли великое дело, - сказала Александра Николаевна. - Романс - наша история. Песня, конечно, тоже неотъемлемая часть культурного наследия. Но романс имеет важное отличие: чтобы его исполнять, нужно обладать высокой вокальной культурой. Помните, как в стихах: "Душа обязана трудиться". А тут, можно сказать, еще и "голос обязан трудиться". Кстати, может, вам стоит обращать больше внимания на классику. Например, девочка из Мариинского театра Маша Людько - она могла бы спеть, скажем, "Не пой, красавица, при мне" Рахманинова.
Но и бытовой, и цыганский романс предъявляет к исполнителю самые серьезные требования. И ваша, устроителей, заслуга в том, что вы подняли высоко планку. Никого из конкурсантов я не могу заподозрить в дурном вкусе. Девушка с низким цыганским голосом - Оксана Киселева - очень хороша. Артем Маковский из Севастополя - может быть, у него не самые лучшие вокальные данные, но он импульсивный, живой и способен стать хорошим артистом, скажем, в театре музыкальной комедии. Одарена Диана Савельева из театра "Ромэн". Сначала показалось, что ее голос немножко резок по тембру, что в тихих местах он звучит хрипловато. Но потом, когда они запели вместе с потрясающим певцом Валерием Барыниным и девочка стала танцевать, - это было так прекрасно! Вполне достаточно и тех данных, которые у нее есть для пения, остальное она доскажет своей замечательной пластикой. А одну конкурсантку я про себя назвала Белоснежкой - Лиду Епифанову из Ханты-Мансийска, что с Зельдиным на сцене "кокетничала". Она - само очарование.
Потрясает и состав жюри. Вы, дорогие друзья, помогаете противостоять разрушительным силам, которые враждебны высокой русской культуре. Поверьте, это не громкие слова, и я не преувеличиваю. Эти силы есть, они вполне реальны. Посмотрите, что собой представляет наш шоу-бизнес. Там, за редчайшим исключением, все решают только деньги. Есть они - клади на стол, нет - проваливай... Поэтому столько агрессивной пошлости обрушивает на нас телевидение. Впрочем, и у вас в Колонном зале, я видела, стояли камеры ТВЦ и некоторых других телеканалов. Это великолепно. Но нужно еще то, что они отсняли, с душой подать. Если передачу будет вести Галина Преображенская, которая вела и сам концерт и превосходно аккомпанировала, - очень хорошо. Она - человек не со стороны, Галина все это выстрадала и делает замечательно.
Ваш конкурс обязательно будет шириться. Говорю так, исходя из большого жизненного опыта. Сколько на свете талантливых людей, не избалованных вниманием. Это касается не только молодежи, но и профессоров, народных артистов, хранящих верность русской музыке, высокому русскому слову. Их не всюду встречают с распростертыми объятиями даже в ближнем зарубежье, что уж говорить о дальнем - там такая же власть денег. И "Романсиада" для таких людей - центр притяжения. На вас, ее устроителях, - немалая ответственность за судьбы русского искусства во всем мире.
- "Романсиада" - это отдых от фальшивок, которыми заполнена наша жизнь, - продолжил вслед за супругой Николай Николаевич. Мы, к сожалению, уже привыкли к тому, что у нас на эстраде только открывают рот под фонограмму. У меня даже есть стихи, где дымы, ползущие в зал со сцены, сравниваются с пылью от залежавшихся фонограмм. Мне надоели компьютерные звуки, истосковался по живому пению. И я услышал его на "Романсиаде". Мы с Алей сами 25 лет отдали конкурсу "Красная гвоздика", где работали в жюри. Это стоило многих ненаписанных стихов, песен, но мы о том не жалеем. Потому что взамен открыты для мира Тамара Гвердцители, Марыля Родович, Бисер Киров, десятки других знаменитых сейчас артистов.
Очень приятно, что ваш конкурс проходил в Колонном зале. Когда-то он держал первенство среди столичных концертных площадок. Я слышал в нем, как Качалов читал "Сон в летнюю ночь", как Лемешев в течение шести вечеров пел все романсы Чайковского. Попасть на эти концерты было очень сложно, но зато вся страна слушала их в прямой трансляции по радио. Может быть, тот уровень концертной жизни, который я застал еще мальчиком, восстановится ... У вас тоже стояла толпа страждущих, спрашивали лишний билетик.
У Али, кстати, тоже есть несколько романсов - например, "И меня пожалей" на стихи Инны Гофф, который пела Анна Герман. Есть вещь на гениальные стихи Заболоцкого "Где-то в поле возле Магадана". Аля когда-то узнала их от своего консерваторского профессора Николая Ивановича Пейко. Об этих стихах недавно в вашей газете написал Юрий Кублановский, приведя мнение о них Иосифа Бродского: тот утверждал, что это - одно из ключевых русских стихотворений середины ХХ века. Алин романс однажды исполнил Кобзон - и все. Сегодняшнему телевидению это тем более неинтересно. А недавно состоялся такой "любопытный" разговор. Прошлой весной в юбилей полета Гагарина кто-то из сотрудников радио "Маяк" предложил, чтобы была исполнена одна из вещей Александры Николаевны - "Знаете, каким он парнем был" или "Созвездие Гагарина". На что музыкальный редактор ответил: отстаньте от меня с вашей Пахмутовой и с вашим историческим Гагариным...
Супруга не зря сказала о темных силах и власти денег. Недавно я слышал выступление известного футболиста Евгения Ловчева. Он сказал очень просто: "А зачем сейчас проводить чемпионаты по футболу? Вполне достаточно объявить, сколько на счету у такого-то клуба денег. У кого больше всех - тот и чемпион. Чуть поменьше - второе место и так далее. А кто совсем бедный - вылетает в низшую лигу..." Увы, точно так же сейчас и во всем остальном. У кого больше денег, тот чаще мелькает и по телевидению, и на эстраде.
Но можно и другое - честно делать свое бескорыстное дело. Вот как вы в "Романсиаде". А здоровое начало в людях не так-то легко уничтожить. Очень, очень многие молодые люди интересуются и старинным романсом, и знаменитыми нашими песнями. Мы живем недалеко от Лужников, и я иногда слышу, как собирающиеся на матч ребята поют... что бы вы думали? "Каким ты был, таким остался", "Шаланды, полные кефали" и многие другие песни, которые давно уже не передают ни по радио, ни по телевидению... Своеобразное сопротивление нынешней нашей американизированной музыкальной пропаганде. Вот и ваш романсовый конкурс помогает людям остаться самими собой.
P.S. Редакция благодарит всех, кто оказал содействие проведению "Романсиады". Особая наша признательность - Всеобщей конфедерации профсоюзов, госучреждению "Мосстройлицензия", ОАО "Щербинский завод", Миасскому машиностроительному заводу, гостинице "Марко Поло Пресня", Российскому государственному открытого типа университету путей сообщения, торговому дому "Планета Хоккей", фирме "Цептер Интернейшнл", авиакомпаниям "Сибирь" и "Трансаэро".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников