03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

А И Б СИДЕЛИ НА ТРУБЕ...

Проценко Александр
Опубликовано 01:01 24 Января 2002г.

В бывшем Союзе магистральные трубопроводы строились без учета "политической географии". Сегодня

В бывшем Союзе магистральные трубопроводы строились без учета "политической географии". Сегодня Россия вынуждена исправлять ситуацию. В прошлом году всего за полгода был построен 261-километровый обходной (в обход украинской территории) участок Суходольная - Родионовская экспортного нефтепровода (на Новороссийск). Деньги пришлось потратить немалые, но теперь транспортировка нефти мимо "самостийной" земли принесет больше нефтедолларов в отечественную, а не в соседскую казну.
А уже в нынешнем году во время визита нашего президента в Польшу случился настоящий прорыв в наших весьма запутанных "газовых" взаимоотношениях с Украиной. В ходе визита была наконец достигнута договоренность о сооружении параллельного украинскому магистрального газопровода из России через Белоруссию и Польшу в Западную Европу. Это, конечно, не "обходной участок", как иногда у нас (и в Украине) говорят, а именно параллельный. Через Украину по-прежнему будет перекачиваться российский газ (и, разумеется, небесплатно). Но теперь братья-славяне не смогут монопольно устанавливать цены за этот транзит, а в случае возобновления воровства из трубы - легче будет найти управу.
Немалую прибыль начала получать Россия и от ввода в строй (в декабре 2001 года) первой очереди БТС - Балтийской трубопроводной системы, по которой российская нефть потекла на экспорт не только через латвийский Вентспилс, а еще и через российский Приморск. Чтобы оценить значение этого события, достаточно сказать, что сегодня каждый четвертый, а то и третий лат в латвийском бюджете - это деньги, заработанные на транзите экспортной российской нефти. Причем еще недавно считалось, что, пока работает лишь первая очередь БТС (пропускная способность - 12 млн. тонн в год), нефти хватит обоим портам - "и нашим, и вашим", и еще литовской Бутинге останется. Но уже нынешняя договоренность с ОПЕК об ограничении нефтяного экспорта привела к периодическим простоям нефтяных терминалов на Черном море и Балтике. А в нынешнем году компания "Транснефть" обещает непременно ввести в строй вторую очередь БТС (18 млн. тонн в год). И уж тогда точно экспортной нефти кому-то не хватит.
Вслед за "Транснефтью" свою Балтийскую трубопроводную систему решила строить и компания "Транснефтепродукт", которая рассчитывает ежегодно качать через Приморск не менее 10 миллионов тонн экспортных бензина и дизтоплива. Пока на этом транзите зарабатывает все тот же Вентспилс: в нынешнем году только экспорт дизтоплива через Латвию составит не менее 8 млн. тонн.
Кстати, нефтепродукты из Ярославля в Вентспилс сегодня перевозятся по железной дороге, что обходится нашим экспортерам в 25 долларов за тонну. Тот же транзит по трубе до Приморска будет стоить как минимум вдвое дешевле...
То есть сегодня Россия всерьез озаботилась той ситуацией, когда на ее трубе сидят и А, и Б, и еще черт знает кто. И тут же выяснилось, что многих "сидельцев" можно и нужно "подвинуть". А сооружение дополнительных участков доставшейся нам от СССР системы магистральных трубопроводов способно принести в казну о-очень немалые деньги. Свидетельством тому - понедельничный "молниеносный" визит в Москву Туркменбаши - Сапармурада Ниязова, который очень хочет продавать туркменский газ в Европу, а путь туда лежит через Россию, имеющую право и возможности ставить свои условия. Туркменбаши, как мы знаем, вместо "да" получил от Владимира Путина предложение о создании евроазиатского газового альянса в составе России, Туркмении, Казахстана и Узбекистана. Понятно, что верховодить в альянсе будет "хозяйка трубы" - Россия.
А в Москву уже едет с рабочим визитом Гейдар Алиев, которому срочно нужны российские экспортные нефтепроводы для азербайджанской нефти. Потому что проекты сооружения собственной трубы (на Турцию) пока фактически заморожены, а деньги Азербайджану нужны уже сегодня.
В общем, выгодное это дело - сидеть на трубе. Если, конечно, разумно использовать это преимущество.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников