ДВЕРЬ В ЯНТАРНЫЙ КРАЙ

Проблема свободного перемещения российских граждан в Калининградскую область и из нее в

Проблема свободного перемещения российских граждан в Калининградскую область и из нее в остальную Россию продолжает волновать общественность. Полного удовлетворения не вызвал нынешний вариант "упрощенной процедуры" визового транзита через Литву между двумя частями единой страны, ущемляющий права россиян.
Директор Центра изучения общественно значимых проблем (ЦИОЗП) Владимир Сурин считает, что иного, кроме разрешительного визового варианта, такого транзита через Литву, готовящуюся к вступлению в Евросоюз, законодательство этой региональной организации не предусматривает. А раз так, то необходимо, по его мнению, найти формулу компромисса, которая будет совмещать обязательность транзитной литовской визы с неотъемлемыми национальными правами россиян и российским суверенитетом. Для этого политолог предлагает следующее. Во-первых, следует задействовать принцип: не запрещено - значит разрешено. То есть если конкретный российский гражданин не находится в розыске - транзит через Литву ему гарантирован. Во-вторых, переломить стремительное развитие ситуации "отрезанного ломтя" можно только экстраординарными мерами. Компромисс, который не оторвет Калининград от России, - это особые, обезличенные "фьючерсные" визы.
Не отдельно взятый российский гражданин отправляет прошение в Литву, а, напротив, Литва централизованно, пакетно заранее передает Министерству путей сообщения России согласованное достаточное количество обезличенных виз. По сути, это открытые, но при этом уже заверенные специальные бланки.
Таким образом, виза - литовская, но оформляется она на конкретного российского гражданина, не числящегося в розыске, российским персоналом в кассе российского железнодорожного вокзала на основании российского паспорта.
Визовый контроль в данном случае - это постоянный двусторонний обмен информацией. Для чего должна быть создана соответствующая единая компьютеризованная инфраструктура. Создать общую российско-литовскую базу данных на лиц, находящихся в розыске: литовском, российском, международном, - разве это нереально? Связать в единое информационное и организационное кольцо продажу билетов - выдачу виз физическим лицам - и двойной, двусторонний контроль за тем, как эти процедуры российская сторона исполняет, - разве это непосильная задача? Напротив. Очевидно, такой способ решения проблемы на порядок проще и дешевле порой выдвигаемых экзотических проектов, вроде строительства тоннеля.
Таким образом, пассажирский поток формируется по обоюдоприемлемому принципу: транзитом через Литву следуют все россияне, которым не запрещен въезд в Литву, и все они имеют визы. При этом никто из россиян, следующих из России в Россию, в иностранном посольстве визы не получал. Что, собственно, и представляет искомый принципиальный компромисс, считает Владимир Сурин.
Как обеспечить жесткий и неукоснительный контроль, безусловно, необходимый в данной ситуации, - чисто технический вопрос, который поддается решению.
Отклик посла Литовской республики господина Шидлаускаса на это предложение был таков: "Обезличенные визы" не соответствуют ни литовскому законодательству, ни законодательству Евросоюза. Однако, думается, что точку здесь ставить рано. Переговоры между сторонами будут продолжены, и предлагаемый вариант может стать предметом серьезного обсуждения.