ФЭЙ ДАНАУЭЙ: ЛЮБОВЬ ДЕЛАЕТ НАС БЕЗЗАЩИТНЫМИ

Знаменитую американскую актрису, обладательницу "Оскара", "Эмми" и многих других наград ждали в России еще неделю назад - на открытие фестиваля "Лики любви". Но Фэй Данауэй прибыла только на закрытие, объяснив опоздание тем, что 14 января у нее случился день рождения, и она решила отпраздновать это событие не в Москве, как планировалось раньше, а дома, вместе с 23-летним сыном. Журналисты, собравшиеся на встречу со звездой, сочли причину вполне уважительной - не так часто актрисы ее уровня жертвуют своими делами ради семьи, детей...

Фэй Данауэй вошла в конференц-зал гостиницы "Балчуг-Кэмпински" легкой, стремительной походкой, столь знакомой по фильмам "Бонни и Клайд", "Оклахома, как она есть", "Телесеть", "Китайский квартал", "Три дня Кондора", улыбнулась роскошной белозубой улыбкой, элегантно встряхнула гривой платиновых волос. Фэй стройна, грациозна, по слухам, не ест хлеба, сахара, не курит, не пьет спиртного. Из "вредных" привычек оставила только кофе. И результат, как говорится, на лице. Родилась актриса, если верить биографическим справочникам, еще в 1941 году, но, видит Бог, она не столь уж изменилась с той поры, когда была в Москве в первый раз.
- Это случилось еще в хрущевскую эпоху, - говорит актриса. - Тогда мне очень захотелось взглянуть в лица русских людей, увидеть, как они разговаривают, смеются. Я помню, мне запали в душу белые русские березы. Они и сегодня прекрасны, но, когда я ехала из аэропорта, то думала о быстротечности времени, о тех изменениях, которые произошли в вашей стране. Россия находится сегодня на пороге новой прекрасной эры, и мне, воспитанной на системе Станиславского, очень приятно это осознавать.
- На экране вы часто играете решительных, даже жестких женщин, - первым задаю я свой вопрос, воспользовавшись стартовым замешательством коллег. - Ваши героини борются за себя, за свое достоинство не только пером, как ваша журналистка из фильма "Телесеть", но и, если надо, ружьем, как героиня фильма "Оклахома, как она есть". Скажите, а в жизни вы такая же решительная или же, наоборот, нежная и пушистая?
- Спасибо за тонкий вопрос, - улыбнулась актриса. - Думаю, в каждом человеке, во всяком случае, во мне, есть два полярных начала: решительность, властность и - нежность, ранимость. Для меня внешняя агрессивность моих героинь - это, если угодно, их защитная реакция, возможность сохранить в себе, в своей душе нежность, доброту. Себя я считаю деревенской девушкой, поскольку родом из южных штатов, надеюсь, сумела сохранить в себе ту самую деревенскую чистоту чувств.
Естественно, на фестивале "Лики любви" не мог не зайти разговор о самой любви, о кино на эту вечную тему. Актриса, известная своей фантастической влюбчивостью (голливудская пресса приписывает ей романы с Уорреном Битти, Марчелло Мастроянни, Джеком Николсоном, Джоном Деппом, другими звездами кино, телевидения, рок-музыки), отнеслась к предмету разговора философски.
- Любовь - наш ответ на трудные или счастливые обстоятельства жизни. Зачастую это опасное чувство, оно делает нас беззащитными, ранимыми. А романтические, любовные истории в кино - это его хлеб. Сегодня, правда, мы отдалились от такого кинематографа. Экран захватили "Терминатор-5", другие фильмы с техническими фокусами. Это тоже имеет право на жизнь, но все же кино нужно возвращать к своим корням - ничего лучшего, чем любовная история между мужчиной и женщиной, в кино нет.
К политическому кинематографу, которому, в частности, отдал дань ее режиссер Стенли Крамер, Фэй Данауэй относится, скорее, отрицательно. Например, она не очень поняла, чем поразил жюри Московского кинофестиваля фильм "Оклахома, как она есть", в котором, на ее взгляд, было чересчур много социальной патетики...
Сама Фэй Данауэй, как выяснилось, готовится в качестве режиссера снять свой первый фильм. Будет он, разумеется, о любви. О любви между знаменитой оперной певицей Марией Каллас и ее могущественным покровителем Онассисом. В этой романтической истории будут обманы, самообманы, взаимные предательства, страсть... Фэй Данауэй сыграет Марию Каллас, когда той уже за 40. Действие происходит в Америке, великая певица приезжает в Нью-Йорк, чтобы передать свой опыт молодым.
- Кроме любовной истории я хочу показать в фильме, что это такое - бремя славы. Многие думают, что это легкая ноша. На самом деле она очень, очень тяжелая. Ведь, кроме всеобщего поклонения, фотографий, интервью, есть еще дети, семья, простая человеческая жизнь - и одно зачастую вступает в непримиримое противоречие с другим.
Сама Фэй Данауэй познала это противоречие на себе, на своей судьбе. Ее браки и романы были недолговечны, единственного сына родила почти в 40 лет. Голливуд злословил о ее дурном, невозможном характере. Актрисе даже пришлось на время уехать в Европу. Но сегодня она вновь на коне, фильмы с ее участием делают хорошие сборы, получают призы на фестивалях. Фэй Данауэй богата, независима, удачлива. И может себе позволить роскошь приехать в Россию - чтобы еще раз полюбоваться на белые березы.