23 февраля 2017г.
МОСКВА 
0...2°C
ПРОБКИ
0
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.48   € 60.45
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВЫСОЦКОМУ ЗАБВЕНИЕ НЕ ГРОЗИТ

Борисов Егор
Опубликовано 01:01 24 Января 2004г.
Высоцкий как-то сказал своему другу: "Я женюсь на самой красивой девушке Советского Союза". Действительно, Людмилу Абрамову в студенческие годы называли "мисс ВГИК". Они с Владимиром Семеновичем познакомились на съемках фильма "713-й просит посадку", вскоре поженились и стали родителями двух сыновей - Аркадия и Никиты. К сожалению, этот брак был недолгим, Высоцкий встретил свою "колдунью" Марину Влади. А любимая ученица Михаила Ромма Людмила Абрамова актрисой так и не стала. Она ушла работать в школу, где теперь преподает риторику и мировую художественную культуру. Но есть у Людмилы Владимировны и другая профессия - экскурсовод московского музея Владимира Высоцкого.

- Людмила Владимировна, как получилось, что музей Высоцкого начался с запрета?
- Запрещен был спектакль "Владимир Высоцкий", поставленный в Театре на Таганке в 1981 году. К нему велась серьезная подготовка, было собрано много материалов, часть из которых осталась невостребованной. Руководивший театром Юрий Любимов поручил одному из своих сотрудников Леонову подробнее изучить их и систематизировать. С этого момента, собственно, и начал закладываться фундамент нашего музея.
Когда Любимова лишили гражданства и он покинул страну, его архивы, а точнее говоря, архивы театра арестовывают. Их зашивают в большие крафтовские мешки и вывозят в ЦГАЛИ (Центральный государственный архив литературы и искусства). Леонова же, единственного из коллег Любимова, кто проголосовал против исключения Юрия Петровича из партии и лишения его гражданства, увольняют из театра. Спустя время Леонов устраивается в Театральный музей имени Бахрушина, где основательно изучает музейное дело. Впоследствии эти "бахрушинские" университеты ему здорово пригодились. Постепенно он собрал вокруг себя группу коллекционеров, знатоков Володиного творчества, и вместе с ними занялся поиском будущих экспонатов. К сожалению, большинство этой леоновской "команды" составляли люди, хотя и бесконечно преданные Высоцкому, но не готовые к серьезной исследовательской работе. Они часто просто не могли определить ценность того или иного предмета. И какая-то часть вещей, действительно значимых, нужных, исчезла безвозвратно. Однако мы все равно должны поблагодарить их за бескорыстный труд.
- Помнится, в конце 80-х в Москве работала большая выставка "Владимир Высоцкий"...
- Идея организовать ее принадлежала немецкому ученому Пфайферу, выступившему с докладом "Высоцкий в контексте мировой культуры" на первых литературных чтениях, посвященных Володе. Подготовкой экспозиции занимался тогда Леонов, а оформлением - прекрасный художник Авет Тавризов. Выставка занимала внушительную площадь - 200 квадратных метров, и возникла необходимость в специальном помещении для нее. Кстати, вернувшийся к тому времени из-за рубежа Юрий Любимов весьма прохладно отнесся к идее создания музея Володи при его театре. Он считал, что музей - это нечто целиком оставшееся во вчерашнем дне, а театр - это живое, сегодняшнее. По мнению режиссера, постановки спектакля о Володе вполне достаточно. И на первых порах выставка "Владимир Высоцкий" ютилась на задворках таганского театра. А нынешнее здание музею предоставил Юрий Михайлович Лужков в 1993 году.
- Сегодня, когда реалии нашей жизни изменились, молодым посетителям музея, наверное многое приходится объяснять?
- Работы хватает. Неумолимое время уносит не только какие-то, казалось бы, важные проблемы, но и саму память о них. К примеру, есть у нас такой экспонат: выцветшее уже, страшноватое на вид заявление, поданное Высоцким в ОВИР. Теперь съездить в Париж, Рим можно с относительной легкостью. И нынешней молодежи не понятно, какие усилия нужно было приложить, чтобы выехать за границу, скажем, четверть века назад. Рассказываю я молодым историю, как Высоцкий в турпоездке по Италии разговорился с одним трудягой и удивился, узнав, что тот давно любит его песни, а молодые пожимают плечами: "Ну что тут такого? Подумаешь, невидаль - съездил в Италию!"
- По вашим наблюдениям, творчество барда по-прежнему актуально?
- Конечно. Высоцкий - это не ретро. Затонула подлодка "Курск" - и повсюду звучала песня "Спасите наши души". Разбиваются самолеты, и мы слышим: "Я Як-истребитель, мотор мой звенит". То есть все эти вещи Высоцкого, - в активе. Люди в них нуждаются.
А созданные Володей в кино образы? К примеру, Глеб Жеглов будет в памяти людской, пока в ходу презрительное слово "мент", пока в нашу милицию не придут такие люди, как Володин киноперсонаж. А слова, фразы многих песен Высоцкого стали афоризмами, крылатыми выражениями. Их охотно употребляют в разговоре и молодые, и старики. Бродский сказал, что со смертью Высоцкого русская поэзия потеряла какое-то свое особое демократическое направление, и потеряла не только поэзия, но и сам русский язык.
- Не кажется ли вам, что теперь творчество Высоцкого требует популяризации, и в первую очередь в молодежной среде?
- Наверное. Но, думаю, что его стихи надо исключить их нынешних школьных программ, а оставить только для факультативов или внеклассного чтения. Пусть это прозвучит странно, но я сама работаю в школе и вижу, сколь негативно воспринимает молодежь любую "обязаловку". Возьмем, к примеру, Маяковского, поэта великого, талантливейшего. Его изучало несколько поколений. И что же? Каковы "плоды просвещения"? Послушаешь, как его пародирует и перевирает наша реклама, и ужаснешься: "Товарищи, хватай!", "Я знаю город будет есть"... А самого Владимира Владимировича мало кто знает и помнит. Думаю, что это ему посмертно аукается его безбожие, безоглядная, слепая любовь к революции, ради которой он часто наступал на горло собственной песне. Считаю, что его после смерти уже не раз похоронили: сначала "Советским паспортом", теперь этой дебильной рекламой. Страшная судьба. С Володей этого не происходит и, надеюсь, не произойдет.
А школьные программы будто нарочно разработаны так, чтобы отбить любое желание у детей читать Достоевского, Толстого, Пушкина. И учителю нужно чуть ли не "лечь на амбразуру", чтобы у подростков проснулся интерес ко всем тем, чье творчество обязательно нужно знать... По-моему, гораздо важнее литературоведческого анализа произведений Высоцкого в школе прямое эмоциональное воздействие. Скажем, просто устроить на уроке прослушивание песен "Спасите наши души" или "Купола России". Больше было бы пользы.
Беседу вел


Loading...



Президент США Дональд Трамп ужесточил миграционную политику и запретил въезд в страну гражданам семи мусульманских стран. Поддерживаете?