ВЫСОЦКОМУ ЗАБВЕНИЕ НЕ ГРОЗИТ

Высоцкий как-то сказал своему другу: "Я женюсь на самой красивой девушке Советского Союза". Действительно, Людмилу Абрамову в студенческие годы называли "мисс ВГИК". Они с Владимиром Семеновичем познакомились на съемках фильма "713-й просит посадку", вскоре поженились и стали родителями двух сыновей - Аркадия и Никиты. К сожалению, этот брак был недолгим, Высоцкий встретил свою "колдунью" Марину Влади. А любимая ученица Михаила Ромма Людмила Абрамова актрисой так и не стала. Она ушла работать в школу, где теперь преподает риторику и мировую художественную культуру. Но есть у Людмилы Владимировны и другая профессия - экскурсовод московского музея Владимира Высоцкого.

- Людмила Владимировна, как получилось, что музей Высоцкого начался с запрета?
- Запрещен был спектакль "Владимир Высоцкий", поставленный в Театре на Таганке в 1981 году. К нему велась серьезная подготовка, было собрано много материалов, часть из которых осталась невостребованной. Руководивший театром Юрий Любимов поручил одному из своих сотрудников Леонову подробнее изучить их и систематизировать. С этого момента, собственно, и начал закладываться фундамент нашего музея.
Когда Любимова лишили гражданства и он покинул страну, его архивы, а точнее говоря, архивы театра арестовывают. Их зашивают в большие крафтовские мешки и вывозят в ЦГАЛИ (Центральный государственный архив литературы и искусства). Леонова же, единственного из коллег Любимова, кто проголосовал против исключения Юрия Петровича из партии и лишения его гражданства, увольняют из театра. Спустя время Леонов устраивается в Театральный музей имени Бахрушина, где основательно изучает музейное дело. Впоследствии эти "бахрушинские" университеты ему здорово пригодились. Постепенно он собрал вокруг себя группу коллекционеров, знатоков Володиного творчества, и вместе с ними занялся поиском будущих экспонатов. К сожалению, большинство этой леоновской "команды" составляли люди, хотя и бесконечно преданные Высоцкому, но не готовые к серьезной исследовательской работе. Они часто просто не могли определить ценность того или иного предмета. И какая-то часть вещей, действительно значимых, нужных, исчезла безвозвратно. Однако мы все равно должны поблагодарить их за бескорыстный труд.
- Помнится, в конце 80-х в Москве работала большая выставка "Владимир Высоцкий"...
- Идея организовать ее принадлежала немецкому ученому Пфайферу, выступившему с докладом "Высоцкий в контексте мировой культуры" на первых литературных чтениях, посвященных Володе. Подготовкой экспозиции занимался тогда Леонов, а оформлением - прекрасный художник Авет Тавризов. Выставка занимала внушительную площадь - 200 квадратных метров, и возникла необходимость в специальном помещении для нее. Кстати, вернувшийся к тому времени из-за рубежа Юрий Любимов весьма прохладно отнесся к идее создания музея Володи при его театре. Он считал, что музей - это нечто целиком оставшееся во вчерашнем дне, а театр - это живое, сегодняшнее. По мнению режиссера, постановки спектакля о Володе вполне достаточно. И на первых порах выставка "Владимир Высоцкий" ютилась на задворках таганского театра. А нынешнее здание музею предоставил Юрий Михайлович Лужков в 1993 году.
- Сегодня, когда реалии нашей жизни изменились, молодым посетителям музея, наверное многое приходится объяснять?
- Работы хватает. Неумолимое время уносит не только какие-то, казалось бы, важные проблемы, но и саму память о них. К примеру, есть у нас такой экспонат: выцветшее уже, страшноватое на вид заявление, поданное Высоцким в ОВИР. Теперь съездить в Париж, Рим можно с относительной легкостью. И нынешней молодежи не понятно, какие усилия нужно было приложить, чтобы выехать за границу, скажем, четверть века назад. Рассказываю я молодым историю, как Высоцкий в турпоездке по Италии разговорился с одним трудягой и удивился, узнав, что тот давно любит его песни, а молодые пожимают плечами: "Ну что тут такого? Подумаешь, невидаль - съездил в Италию!"
- По вашим наблюдениям, творчество барда по-прежнему актуально?
- Конечно. Высоцкий - это не ретро. Затонула подлодка "Курск" - и повсюду звучала песня "Спасите наши души". Разбиваются самолеты, и мы слышим: "Я Як-истребитель, мотор мой звенит". То есть все эти вещи Высоцкого, - в активе. Люди в них нуждаются.
А созданные Володей в кино образы? К примеру, Глеб Жеглов будет в памяти людской, пока в ходу презрительное слово "мент", пока в нашу милицию не придут такие люди, как Володин киноперсонаж. А слова, фразы многих песен Высоцкого стали афоризмами, крылатыми выражениями. Их охотно употребляют в разговоре и молодые, и старики. Бродский сказал, что со смертью Высоцкого русская поэзия потеряла какое-то свое особое демократическое направление, и потеряла не только поэзия, но и сам русский язык.
- Не кажется ли вам, что теперь творчество Высоцкого требует популяризации, и в первую очередь в молодежной среде?
- Наверное. Но, думаю, что его стихи надо исключить их нынешних школьных программ, а оставить только для факультативов или внеклассного чтения. Пусть это прозвучит странно, но я сама работаю в школе и вижу, сколь негативно воспринимает молодежь любую "обязаловку". Возьмем, к примеру, Маяковского, поэта великого, талантливейшего. Его изучало несколько поколений. И что же? Каковы "плоды просвещения"? Послушаешь, как его пародирует и перевирает наша реклама, и ужаснешься: "Товарищи, хватай!", "Я знаю город будет есть"... А самого Владимира Владимировича мало кто знает и помнит. Думаю, что это ему посмертно аукается его безбожие, безоглядная, слепая любовь к революции, ради которой он часто наступал на горло собственной песне. Считаю, что его после смерти уже не раз похоронили: сначала "Советским паспортом", теперь этой дебильной рекламой. Страшная судьба. С Володей этого не происходит и, надеюсь, не произойдет.
А школьные программы будто нарочно разработаны так, чтобы отбить любое желание у детей читать Достоевского, Толстого, Пушкина. И учителю нужно чуть ли не "лечь на амбразуру", чтобы у подростков проснулся интерес ко всем тем, чье творчество обязательно нужно знать... По-моему, гораздо важнее литературоведческого анализа произведений Высоцкого в школе прямое эмоциональное воздействие. Скажем, просто устроить на уроке прослушивание песен "Спасите наши души" или "Купола России". Больше было бы пользы.
Беседу вел