Почему именно Татьяна?

Почему именно Татьяна?

Среди московских праздников есть один особенный - день святой великомученицы Татьяны, отмечаемый 25 января. Это знаменитый Татьянин день, вобравший в себя именины Татьян и праздник студентов Московского университета.

Так случилось, что именно в Татьянин день, 25 января 1755 года, императрица Елизавета Петровна по просьбе графа Ивана Шувалова подписала указ "Об учреждении Московского университета". Дату Шувалов выбрал сам: это был день именин его матери. С тех пор святая Татьяна считается покровительницей студентов...

25 января 1995 года, в Татьянин день, здесь вновь была освящена домовая церковь Московского университета, а позднее на первом этаже здания так называемый нижний храм был освящен как новый придел во имя святителя Филарета, митрополита Московского, когда-то освящавшего саму Татьянинскую церковь. В настоящее время храм функционирует напротив Манежа, на углу улиц Большой Никитской и Моховой. Студенческому театру приказом ректора МГУ В.А.Садовничего от 17 марта 1994 года выделялись другие помещения: в главном здании МГУ на Воробьевых горах и в старом здании на Моховой. 9 декабря 1999 года в главном здании МГУ на Воробьевых горах состоялась торжественная церемония открытия Московского Открытого Студенческого Театра (МОСТ), сформированного на базе Студенческого театра МГУ. Новый театр получил статус государственного.

Отметим, что естественно было бы посвятить университетский храм кому-либо из святых, связанных с ученой или богословской деятельностью. Тем не менее, была выбрана мученица, о которой на самом деле мы знаем не так много: жила в Риме в III веке девица, была диакониссой — древний церковный чин, означавший милосердное или, как бы теперь сказали, социальное служение ближним. Исповедала себя христианкой и, претерпев страдания, приняла мученический венец.

Существуют ли некие сопряжения между Татианой и российским студенчеством? Или даже чуть шире — между Татианой и той частью русского общества, которое называли образованным сословием, а теперь — интеллигенцией. Во-первых, Татиана своей жизнью свидетельствовала единство слова и дела, далеко не всегда достигаемое образованными людьми. Татиана была, как мы знаем, девицей, явила в своей жизни добродетель чистоты и целомудрия. Если в душе твоей нет чистоты и стремления жить по правде Божией, то все твои проповеди и призывы к исправлению других будут тщетны. Наконец, еще одно важное обстоятельство: она сочетала со своими вероучительными убеждениями активную деятельную любовь к ближним. Тоже редкостная добродетель у людей, занятых науками.

И последнее. Был такой римский император Александр Север, можно сказать, религиозный глобалист той эпохи. Он собрал в Пантеоне изображения богов, которые чтились народами империи: поклоняйтесь кому хотите, но никого не считайте безусловно истинным. Настоящие христиане, среди них была и Татиана, не могли согласиться, что Христос — "один из". Настаивание на исключительности вероучительной истинности, если оно не сочетается с любовью, становится фанатизмом, но у Татианы эта убежденность в истине Христовой была соединена с любовью к людям. Убежденность в истинности христианства, с одной стороны, и, с другой, отсутствие фанатизма — вот путь святости, который тоже столь важен сегодня.