04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕ ОБЗЫВАЙТЕ МЕНЯ "ИНТЕЛЛИГЕНТОМ"

Потресов Владимир
Статья «НЕ ОБЗЫВАЙТЕ МЕНЯ "ИНТЕЛЛИГЕНТОМ"»
из номера 010 за 24 Января 2006г.
Опубликовано 01:01 24 Января 2006г.
"Интеллигент" не всегда звучит как комплимент. Лев Гумилев, например, считал это слово ругательным. Своим мнением (как всегда острым и полемичным) на сей счет делится с читателями "Труда" известный художник-реставратор, заслуженный деятель искусств России Савва ЯМЩИКОВ.

Ошибочно считают, что в России интеллигенция появилась только в петровские времена, когда "прорубили окно в Европу" и люди стали одеваться на европейский манер. Знаток истории академик Валентин Янин считает, что новгородцы гораздо раньше начали общаться с европейцами. А почему бы не отнести к русской интеллигенции, скажем, безымянного автора "Слова о полку Игореве" или основателя Троице-Сергиевой лавры преподобного Сергия Радонежского?
И в то же время поражаешься, какое сильное и нередко деструктивное воздействие на умы россиян оказала интеллигенция в конце XIX - начале XX века. Сколько по-настоящему талантливых людей - Сомов, Бенуа, Гиппиус, Мережковский, Вячеслав Иванов, Дягилев - приняли участие в расшатывании, так или иначе, устоев православной веры и уничтожении производной от нее культуры. Еще как-то можно понять дворянских девочек, начитавшихся до одури революционной литературы. Им, засидевшимся в провинциальных усадьбах, хотелось чего-то необычного. А интеллектуалы Серебряного века должны были предположить, что, подпадая под влияние таких личностей, как крикун Бакунин (Достоевский о нем сказал, что ради революции, он готов детей топить в нужнике), они лягут в изгнании в одинокие и забытые могилы на чужестранных кладбищах.
Бог дал им таланты делать благо, а они искали Антихриста. В эту дьявольскую воронку попал даже такой удивительно талантливый человек, как Блок. Раскаяние пришло слишком поздно. Его последними словами на смертном одре были: "Люба, мы все экземпляры поэмы "Двенадцать" сожгли? Там один у Брюсова остался, забери и уничтожь..."
Вот недавно была годовщина Цусимского сражения. Это поражение русского оружия сто лет назад вызвало у определенной части интеллигенции восторг, насмешки, а, например, Дмитрий Менделеев, узнав о цусимской трагедии, плакал. Художники Серов, Поленов, Коровин страдали, когда в предреволюционной круговерти 1905 года расстреливали невинных... Но вот ведь вопрос: а уронил ли слезу кто-нибудь из нынешних "творцов", когда в 1993 в Москве танки обстреливали Белый дом? Нет, многие праздновали победу, устраивали концерты. Какая же это интеллигенция - самодовольная, восторгающаяся провокационной "Культурной революцией" Швыдкого или скучнейшими "Апокрифами" Ерофеева.
Сейчас сильно упал интеллектуальный уровень людей. Я вспоминаю 60-е годы, когда в библиотеках записывались на "толстые" литературные журналы. Книги по искусству, архитектуре, поэтические сборники мгновенно раскупались. Чтобы иметь право называться культурным человеком, важно было посещать театры, музеи, следить за новинками авторского кино. На выставки художников в любую погоду стояли очереди, причем независимо от того, выставлялись ли Матисс или Пикассо, Гурий Захаров или Виктор Попков, Гоген или Леже, Нико Пиросмани или Анри Руссо. Десятки тысяч людей колесили по Золотому кольцу, вдоль и поперек исходили древние города Новгород, Псков, Изборск, бескорыстно помогали археологам, реставраторам и исследователям народного творчества. Например, в те годы меня регулярно приглашали рассказывать о моей работе в Дубнинский институт ядерных исследований. Очень интересовались реставраторским ремеслом академики Аркадий Мигдал и Бруно Понтекорво. И я, и мои слушатели ждали этих встреч с нетерпением.
Хочу особенно подчеркнуть, что и зрители, и слушатели, уважая западную культуру, ценили и отечественную во всем многообразии ее проявлений. А наши писатели и художники, музыканты и артисты, изучая и перенимая мировой опыт, ориентировались именно на соотечественников. Нынче же многие деятели культуры оказались "падкими на злато". Думаю, художнику-патриоту было бы неловко на фоне полной музейной нищеты открывать в центре Москвы свои дорогостоящие экспозиции или издавать собственные биографии в сафьяновых переплетах...
Можно по пальцам сосчитать, сколько в дореволюционной России установлено монументов: Медный всадник, памятник Минину и Пожарскому, Пушкину и Тысячелетию России... А сегодня то одному царю поставят, то другому, безбожно путая Александра II с Александром III. Зачем к 1100-летию Пскова в один день поставили два памятника княгине Ольге? Мог ли позволить себе Мартос вместе, скажем, с Опекушиным или Микешиным открыть в Новгороде одновременно два-три памятника Тысячелетию России? Зачем так издеваться над историей России? Разве это интеллигентно?
Вот наспех поставили на Арбате, на мой взгляд, довольно уродливый памятник Окуджаве. В "Литературке" вышла статья о том, что Окуджава на Арбате почти не жил, и - молчок, никто не подтвердит, не возразит. А ведь и Окуджаве памятник ставят, и на статую Бродского музей Гуггенхайма перечисляет деньги, торопит... Ну а памятник Пастернаку поставили? Как-то забыли в суматохе, что до сих пор нет памятника Николаю Гумилеву, Марине Цветаевой...
Разве могут люди культуры спокойно воспринимать в театре Моссовета недавнюю "осовремененную" постановку "Ревизора", действие которой происходит в Ханты-Мансийске, а на сцене вместо гоголевских героев - олигархи, труднейшую роль Хлестакова играет Гоша Куценко... Если б у многих нынешних интеллигентов осталось хоть немного здравого смысла и совести, они бы с возмущением откликнулись. Нет, молчат. Им не до Гоголя. Что говорить, если маститый Марк Захаров лихо перелицовывает российскую историю в своем спектакле "Шут Балакирев". Многие наши деятели по-прежнему хотят жить здесь, а быть понятыми - там. Чтобы Запад похлопал по плечику...
Александр Солженицын повторяет: национальной идеей России должно быть сохранение народа, который нынче вымирает физически и нравственно. Вот та задача, ради которой должна сегодня жить и объединяться интеллигенция России. Слава Богу, есть и те, кто в этой вакханалии сохранил себя, например, писатели Валентин Распутин, Василий Белов, художник Гелий Коржев... Кроме признанных мэтров, есть интересные авторы, которых пока замалчивают: живущий в Сибири Михаил Тарковский, москвич Василий Голованов, оренбуржец Петр Краснов... Это очень честные и талантливые люди. Что-то живое, настоящее начинает проклевываться на Российском телевидении и ТВЦ.
Я не хочу, чтобы слово "интеллигенция" было ругательным. Для меня интеллигент - это и плотник из Кижей, и лесник в тайге, и спортсмен, и художник, а вовсе не каста или секта, о которой некогда говорил Бердяев. Но сегодня, рядясь в тогу интеллигента, иной писатель, артист часто забывает, кому и чему он призван служить. Право на просветительство - большая честь для интеллигента, но обладать этим правом может только человек, являющийся патриотом своего Отечества.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников