АЛЕКСАНДР ШИЛОВ: "ЖИВУ В ПЛЕНУ САМООБМАНА"

- К сожалению, такое встречается редко. Меня часто спрашивают: почему я рисую старушек? Потому,

- К сожалению, такое встречается редко. Меня часто спрашивают: почему я рисую старушек? Потому, что в их взглядах - чистота, доброта и жертвенность. К сожалению, в образе большинства молодых женщин я замечаю хищность, алчность, агрессивность - все, кроме женственности и тишины во взгляде.
- Но, согласитесь, и мужественность сегодня в дефиците.
- Да, и виновата в этом женщина. "О достоинствах женщины судят по ее возлюбленному", - сказал Бальзак. Природой устроено так, что первым к ней подходит мужчина - значит она имеет право выбора. Почему бы не выбрать достойного и отвергнуть того, кто лишь отдаленно напоминает мужчину?
- Интересно, вы как художник, мужчина замечаете красивых женщин на улице?
- Конечно, но иногда посмотришь на красавицу, и мелькнет мысль: наверное, встречается с каким-нибудь подонком, который каждый день приходит пьяным, раз в месяц колотит ее, а она (поразительно!) при этом счастлива, если он хоть раз в месяц придет трезвым. Вспомните "Первую любовь", там все сказано: он ударил ее по руке кнутом, пошла кровь, а она целует эту рану. В этом сущность женщины. Но, к счастью, есть исключения. Например, Нина Чавчавадзе. На могиле Грибоедова высечены слова: "Зачем моя любовь пережила тебя?"
- А вы вспомните Хиллари Клинтон, о которой Ричард Никсон сказал: "Да, женщина должна быть умной, но не настолько умной, как она".
- Может быть, так, но Хиллари - женщина, умеющая держать себя в рамках приличия, гордая, преданная мужу и, безусловно, воспитанная. Недавно мне в руки попала одна брошюра. Прочитав ее, я узнал, что жена Николая II собирала высказывания великих людей мира о том, какой должна быть женщина. Царица, необыкновенно тонкая и воспитанная, проверяла себя как жену-женщину , желая быть совершеннее. Я читал эту брошюру и чувствовал спазмы в горле. Вот о какой женщине мечтает каждый мужчина.
Сегодня женщина (увы!) способна уничтожить избранника жестокостью. Где нежность, доброта? Где? Да будь у женщин другое сердце, на Земле давно был бы рай! Добротой, умом и преданностью можно покорить любого мужчину.
- Но это невозможно, вы же нас раздавите, растопчете!
- Кто это "вы"? Я вообще за то, чтобы женщина не работала. У нее от природы другое назначение - быть матерью и поддерживать, воодушевлять мужчину, каким бы делом он ни занимался. Жизнь так тяжела, и людям необходим родник чистой любви, иначе все бессмысленно и серо, а роль женщины в этом невозможно переоценить.
- От любви до ненависти, как известно, один шаг; интересно, какое расстояние отделяет красоту от уродства?
-Я не верю в то, что от любви до ненависти - один шаг. Настоящая любовь не может перерасти в противоположное чувство. У нее огромная власть. Любовь, по словам Шекспира, придает благородство даже тем, кому отказала в нем природа. Многое зависит от состояния души. Посмотрите на женщину, которая кормит грудью ребенка, будь она тысячу раз уродиной и дурнушкой в этом не ее вина, ее глаза при этом наполняются любовью и нежностью, а лицо начинает светиться, и ее внешность уходит на второй план.
- Но вы для своей картины "Утро" выбрали отнюдь не дурнушку, младенца на портрете кормит красавица.
- Нет, обычная женщина. Но - светлая, нежная, чувственная. У каждого художника есть свой тип женщин. Возьмите Рубенса, Брюллова, Кустодиева... Конечно, для женщин важна привлекательность. Из-за нее-то мужчины попадают в сети, веря в гармонию души и тела. Бывает, что я слышу отзывы на мои работы: "Таких женщин нет!". Но я хочу их видеть именно такими - одухотворенными, нежными. Ведь в женщине заложена великая сила - с помощью доброты она может покорить ЛЮБОГО мужчину, сделать из него добровольного раба. Мужчина же в сто раз слабее женщины. Перечитайте Пушкина, Лермонтова, Байрона - и поймете, что все мужчины ищут душу, которой можно доверить свое сердце. Вы никогда не задумывались над тем, почему в искусстве так мало женщин? Нет великих композиторов, художников и т.д.? Так вот, искусство - это талант, профессионализм плюс сердце. Чаще всего эмоциональное, тонкое сердце принадлежит мужчине. И в этом его слабость перед женщиной.
- А как тогда вы объясните, что убеленные сединами мужчины бросают своих постаревших, но нежных, умных и в юности красивых жен ради молоденьких красоток, лишенных добродетелей?
- Дело здесь не в возрасте, уходят не от старых жен к молодым. Уходят тогда, когда понимают, что невозможно более переносить фальшь союза. Мужчина уходит к другой женщине в надежде, что она даст ему доброту, нежность, которой не хватало в прежней семье. Ко мне приходят позировать и мужчины, я могу определить по их лицу, что у них в доме, а ведь атмосферу в нем творит женщина.
- По женскому лицу тоже "погоду в доме" прочитать можете?
- Стараюсь, хотя это сложнее. Бывает, приходит позировать женщина, внешне - красавица, но я, зная, как обманчива внешность, думаю про себя: "Хоть бы она еще немного "поиграла", помолчала, чтобы не разочароваться". Тут как у Пушкина: "Ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад".
- Фигуру под одеждой тоже разглядеть можете?
- Художник, конечно, обязан видеть и фигуру, и пропорции. Иначе вместо прекрасного тела у него получится мешок с дынями. В профессиональном смысле я смотрю на человека анатомически и знаю, что с помощью одежды можно многое скрыть или подчеркнуть. Не случайно женщины во все времена старались выглядеть загадочно, чтобы будоражить воображение мужчин и возбуждать любопытство и вдохновение, потому и сочинялись в их честь вдохновенные строки. Нынешние наряды женщин не вдохновляют ни женщин, ни просто мужчин.
Прав был Куприн, который еще в начале века сказал: "Все зло в цивилизации, вся прелесть в природе". Пока не поздно, надо возвращаться к незыблемым канонам всего чистого, возвышенного в человеческих отношениях. Человеку хочется молиться только на прекрасное.
- Может быть, все-таки красота спасет мир?
- Она уже навеки растоптана... Хотя страшно в это верить, но ведь без веры жить бессмысленно.