О, СЧАСТЛИВЧИК!

До 90-х годов половина студентов Москвы были иногородними. В прошлом году - только пятая часть. Того и гляди, скоро в лучших вузах страны будут учиться одни москвичи. Нормально ли это?

ИЗВЕСТНЫЙ ученый Сергей Петрович Капица рассказывал об уникальном учителе физики из далекой сибирской деревни. Среди его учеников - два члена Академии наук и несколько профессоров. Но сегодня талантливому юноше из глубинки дорога в столицу закрыта. У большинства просто денег на проезд нет. Например, билет из Якутии в Москву и обратно стоит 12 тысяч рублей. Если кто и наберет эту сумму, шансов поступить немного, потому что столичные вузы имеют сильно развитую систему репетиторства, платные курсы, целевой набор...
Министр образования РФ Владимир Филиппов, выступая недавно перед журналистами, однозначно сказал: "Поступление ребенка в вуз не должно зависеть от наличия у родителей денег на поездку для сдачи вступительного экзамена". Тем более что, по убеждению Владимира Михайловича, "способные дети чаще встречаются не в столице, а на периферии". Свидетельство тому - результаты международных олимпиад: в прошлом году из 23 российских школьников-победителей не было никого из Москвы и Петербурга. Это один из доводов в пользу введения в стране единого госэкзамена, который позволит абитуриентам поступать в вузы, не выезжая из родного города или села.
Не менее важно и другое. Любой экзамен - это стресс. А два подряд: выпускной и вступительный?.. Мало где в мире абитуриент в течение двух-трех месяцев дважды подвергается одному и тому же испытанию. Система единого экзамена (выпускной - он же и вступительный) существует в 90 процентах стран - от США до Китая.
Чтобы предоставить всем абитуриентам страны равный доступ к образованию, с этого года вводится эксперимент со сдачей единого госэкзамена. Пока он затронет несколько регионов. Какие именно - министр не назвал. Но предположительно первооткрывателями станут Мордовия, Чувашия, Марий Эл, Якутия. В 2002 году к ним могут присоединиться и другие российские области.
Как все это будет выглядеть? Ежегодно загодя, допустим, в марте проходит пробное тестирование. Цель - ознакомить ребят с техникой заполнения билетов, чтобы на настоящих экзаменах в июне они думали не над тем, где и как поставить галочку, а над заданием. Содержание тестов пока окончательно не отработано. Можно, например, спрашивать, в каком году была Куликовская битва, и дать четыре варианта ответа. Заведомо неправильные экзаменуемый должен отбросить. Как в телеигре "О, счастливчик!" А можно поставить вопрос по-другому: какое значение битва имела для истории российского государства, на сколько княжеств было раздроблено, кто окружал с юга и севера?.. В математике можно потребовать конечный ответ, а можно спросить: что нужно добавить в формулировку задачи, чтобы она была логичной и решаемой? Будет ли обязательным сочинение?.. Разработчики концепции считают, что писать его должны те, кто идет на гуманитарные факультеты. Остальным, скорее всего, предложат тесты.
Оценивать результаты единого экзамена будет независимая комиссия, в которую не войдут школьные учителя, поскольку они вряд ли смогут соблюсти объективность. Пример тому - школьные медалисты. Считается, что в среднем по России их - 5,9 процента. Но в Москве - 2,5 процента, а в кавказских регионах - 10-11. Там лучше учат? Когда в одном краевом центре организовали дотошную проверку, то оказалось: половина медалистов на первом же вступительном экзамене получила двойки.
С введением новшества роль медалей и вообще школьных отметок несколько снижается. Но их будут учитывать в вузах при прочих равных условиях. Поэтому выпускникам есть смысл трудиться ради хорошего аттестата. Кроме всего, госэкзамен выявит слабых учителей. Если, допустим, по химии в какой-то школе дети из года в год получают низкие баллы, то родители вправе спросить с учителя: тому ли и так он учит?
Но вот отметки выставлены. Кого предпочтет вуз, если вдруг многие абитуриенты набрали одинаковое количество баллов? Чтобы избежать таких ситуаций, предлагается оценивать знания не по пятибалльной системе, а, к примеру, по десятибалльной. Если конкурс превышает количество мест в вузе, то ему можно дать право провести дополнительное собеседование.
Как видится, плюсы единого экзамена очевидны. У выпускника появляется возможность без лишней нервотрепки "поступать" по месту жительства, более того, результаты тестов он вправе посылать сразу в 5-6 вузов, то есть увеличиваются шансы стать студентом. А в случае зачисления в вуз государство обязано обеспечить малоимущим оплату проезда до места учебы и социальную стипендию. Родители двумя руками за новшество. А многие ректоры - против. Почему?
Министр образования без обиняков заявил: благодаря новой системе частично снимется проблема вузовской коррупции. Не секрет, что еще до августа, до начала вступительных экзаменов, в ряде институтов готовы списки первокурсников. За счет "своих" абитуриентов кормится целая армия репетиторов. Да и взятки нередки. Теперь от ректоров мало что будет зависеть. И смысл в репетиторстве во многом отпадает, поскольку централизованно будут выпускаться материалы для подготовки школьников к единому экзамену.
Первый экспериментальный "прогон" единого экзамена планируется провести уже в марте.