Главная Жизнь 01:01 24 Февраля 2001 161
ХУДЫЕ ПРОРОЧЕСТВА ЧАСТО СБЫВАЮТСЯ
Точно доказано: на Крайнем Севере субмарины можно использовать для перевозок практически любых грузов с гораздо большим эффектом, чем обычные суда с ледоколами.Северный полюс может стать оживленным транспортным перекрестком, а Россия - родоначальницей нов
Наумов Владимир

Несколько лет назад газеты сообщили любопытную новость. Российская подводная лодка 671 РТМ прошла по трассе Северного морского пути до Таймыра, ошвартовалась у небольшого портопункта, приняла на борт слитки металла - продукцию "Норильского никеля" и ушла с грузом в Архангельск. Необычным рейсом остались довольны и металлурги, и военные. Подводной лодке, в общем-то, безразличны погода и ледовая обстановка - лишь бы глубина была достаточной. Она быстроходна, а экипаж, как правило, прекрасно подготовлен. Проблемы? Конечно, они возникали, особенно при погрузке и выгрузке, ведь подводная лодка не приспособлена для новой роли. Тогда казалось, что достаточно здесь убрать, а там подправить, и получится более или менее подходящее транспортное средство. А списанные подлодки у нас некуда девать. С корабелами договорились о том, чтобы те переоборудовали три списанные атомные субмарины для нужд металлургов.
Но, как говорится, подсчитали - прослезились. Переделка готовой субмарины оказалась ничуть не дешевле постройки новой. А если создавать заново - то уж точно не ракетоносцы, а именно подлодки-грузовики. То есть совершенно новый тип судов, никогда со стапелей не сходивший.
Мне довелось побывать в конструкторском бюро, где родились первые советские подводные атомоходы, в том числе и тот, который в свое время поверг весь мир в шок, поднявшись из-подо льда на свет Божий в районе Северного полюса. За прошедшие десятилетия конструкторы создали много интересного. В коридорах и в музее конструкторского бюро за стеклом - макеты, макеты... Подводных лодок здесь выставлено гораздо больше, чем удалось воплотить в металле. Об одном из таких нереализованных проектов мне рассказывает главный конструктор Радий Шмаков:
- Обратите внимание на этот подводный транспорт. У него широкий корпус, а потому сравнительно небольшая осадка в надводном положении. В носовой части - откидная дверь, она опирается на берег и образует слип, мост для бронемашин. Были готовы рабочие чертежи такого десантного атомохода, дело дошло до закладки на верфи. И тут выяснилось, что у ВМФ денег на постройку корабля нет.
Конструкторы погрустили - и переключились на разработку вариантов нужных стране атомных мирных субмарин. Полагая, что на них-то у страны деньги когда-нибудь найдутся. Так родилась - пока только на бумаге - флотилия из трех "конверсионных" подлодок для Арктики: танкер, контейнеровоз и многоцелевое судно-снабженец.
Скажем сразу, что в "подледных" челноках для Арктики объективно заинтересованы многие страны. Устойчивый грузопоток связывает Северную Европу с Дальним Востоком. По данным международных организаций, он составляет 30 миллионов тонн в год. Из этого объема только один миллион тонн проходит по нашему Транссибу. Маршруты остальных опоясывают континенты и будут сокращены примерно на 5000 миль, если пролягут через Северный полюс и по Северному морскому пути.
Эта наша главная арктическая трасса достигла пика перевозок в 1998 году - 6,5 миллиона тонн. После чего произошла катастрофическая деградация. Дефолт не просто затормозил хозяйственную активность - он разрушил хиреющую транспортную систему. Грузопотоки сократилились в несколько раз. Хозяева грузов терпят убытки из-за медленных темпов и ненадежности перевозок Северным морским путем. По действующему круглый год отрезку трассы от Мурманска до побережья Таймыра еще заметно кое-какое движение. Дальше на восток лишь редкие караваны, ведомые ледоколами, укладываются в сроки навигации. Доставка грузов в районы Крайнего Севера превратилась из обычной вообще-то работы в непрестанную штурмовщину, которая никак не вписывается в рыночные отношения. Даже в относительно близкие места - в Коми и Уральский регион грузы приходят морем с большими перебоями. А на пространствах за Таймыром - и вовсе "белое безмолвие".
Но ведь и там живут люди. И эти бескрайние просторы - простите за напоминание - тоже Россия, причем российский Север - это две трети территории страны. Они приносят до 20 процентов национального дохода и обеспечивают около половины российского экспорта. Чего стоят нефтегазовый комплекс полуострова Ямал, Норильский горно-металлургический комбинат, лесопромышленные гиганты бассейнов Енисея и Лены, алмазодобывающие предприятия Якутии и золотые прииски Северной Чукотки. А другие предприятия этих регионов - они разве не нуждаются в связях с Большой землей?
Уже и в этих краях ощущают оживление экономики, а с ним - и неутоленную потребность в перевозках. Экономисты говорят, что, если "транспортная блокада" будет прорвана, грузопотоки Северного морского пути к 2005 году могут достичь 600 тысяч тонн нефти и более миллиона тонн других грузов, именуемых генеральными. Только на чем все это везти?
Необходимо обновлять порядком износившийся и на две трети списанный арктический флот. И поэтому к аргументам энтузиастов подводного флота сегодня относятся со вниманием.
А чем оперируют противники подводных грузовиков? Подводные суда непомерно дороги. Стоимость строительства, например, подлодки-танкера почти в семь раз выше, чем танкера традиционного. Но при этом оппоненты забывают сопоставить эффективность. Для перевозки годового объема нефтепродуктов между Архангельском и Амдермой, Диксоном, Тикси, Певеком, мысом Шмидта по традиционному варианту необходимо построить 11 судов типа "Самотлор" и 2 ледокола для их проводки. И все это будет стоить 630 миллионов долларов. Подводных же танкеров потребуется только два, и обойдутся они в 400 миллионов долларов. "Дорогой" вариант с подлодками на поверку оказывается существенно дешевле!
Технических затруднений строительство не вызовет: например, первый танкер сможет сойти со стапелей уже через три года с момента начала работы. Но где найти столь крупные средства?
Они заложены в финансовом обеспечении государственных программ "Возрождение российского флота" и "Российские верфи". Необходима воля руководителей для продления сроков и переориентации этих программ.
Высказывания специалистов на этот счет единодушием не отличаются:
- Наш институт вместе с конструкторским бюро делал предварительные проработки, - говорил мне директор Петербургского ЦНИИ морского флота Всеволод Пересыпкин. - Подводное плавание по Севморпути в принципе возможно. Хотя трудностей надо преодолеть немало.
Например, важный вопрос: кто будет обслуживать мирные атомные субмарины? Ведь для них надо создавать специальные береговые базы, портовые терминалы. Эту часть проблем могло бы решить согласие военных эксплуатировать на первых порах новые коммерческие субмарины. Они бы заодно получили, что немаловажно, финансовый доход. Но Главный штаб ВМФ на все запросы пока дает уклончивые ответы.
- Для подводной навигации арктические моря довольно сложны, - рассуждает заместитель директора Института Арктики и Антарктики Александр Данилов. - На трассах немало мелководных участков, которые придется проходить в надводном положении. Сверху на пути подлодок будут нависать нагромождения льдин - торосы. У них, как у айсбергов, - массивная подводная часть, она может углубляться и на 20 метров. И все же, думаю, подводный флот на Севере будет, альтернативы не вижу.
Иначе смотрит на перспективы подводного арктического плавания "хозяин" северных трасс:
- Мое мнение, - говорит заместитель начальника администрации Севморпути Министерства морского флота России Александр Ушаков, - пустая это затея. А иначе "супостаты" (он имел в виду, очевидно, зарубежных конкурентов. - В.Н.) давно бы это сами сделали. Но они пока ориентируются на ледоколы.
Худые пророчества, увы, чаще сбываются. Пока продолжается вялый кабинетный спор, на международных конференциях предэскизные проработки подводных танкеров и контейнеровозов вызывают живой интерес, особенно среди канадских и японских промышленников. И вполне возможно, что интерес этот материализуется отнюдь не в виде инвестиций в строительство наших, отечественных судов. И не придется ли нам и в этом случае, как во многих других, плыть в чужом фарватере?

Это счастье привалило жителю Новосибирска. Он нашел в социальных сетях свою любовь

Ольга Лернер
Труд
Фото: Anton Luhr/imagebroker.com, globallookpress.com

Казалось бы, что может быть общего у парня из Новосибирска Алексея Цыганенко и девушки по имени Су Тхири Минт Хгай из далекой Мьянмы? Как что? Любовь! Они познакомились в социальных сетях, переписывались,...

Жизнь 00:15 / 16 Февраля 2024 5668
А одной розы недостаточно?

В канун Дня святого Валентина знатоки взялись посчитать, почем нынче красивое свидание с любимой

Труд
Фото: Khalil Dawood/Синьхуа, globallookpress.com

Статистика знает все, если не точно, то хотя бы примерно. На этой неделе в канун Дня святого Валентина знатоки взялись посчитать, в какую сумму обходится красивое свидание с любимой в разных городах страны. В джентльменский...

Жизнь 00:10 / 16 Февраля 2024 5426
Наши жены - пушки заряжены

За кулисами двух законопроектов о мобилизованных

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

В информационной шумихе вокруг прилета в Москву американского телеведущего Такера Карлсона и новостей из Центризбиркома почти не замеченными прошли внесенные в Госдуму на прошлой неделе два законопроекта. Тем...

Жизнь 20:01 / 17 Февраля 2024 5178
Последняя колонка

В Сочи появился реанимобиль для дельфинов

Труд
Фото: © David & Micha Sheldon, globallookpress.com

Уксус под видом минералки Житель Владикавказа 65 лет купил в магазине бутылку минеральной воды известной марки. Открыл, сделал пару глотков и: Тут же пришлось вызывать скорую помощь. Оказалось, вместо воды в бутылке...

Курорт на калининградском побережье расширяет свои фирменные приманки для туристов

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Фото: Дмитрий Часовитин, globallookpress.com

«Труд» уже писал, что с некоторых пор Зеленоградск продвигает себя как кошачью столицу — к котам, кошкам и котятам отношение здесь особенное. А теперь возникла новая точка притяжения: все больше россиян...

Жизнь 23:01 / 31 Января 2024 4063
Лохотрон на колесах

Мошенники изобрели изощренный способ отъема денег у автолюбителей

Ольга Лернер
Труд
Злоумышленники пользуются тем, что российский авторынок «колбасит» уже два года. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Желающих купить машину граждан заманивают на торговые площадки низкими ценами, предлагают поторговаться на аукционе, а потом исчезают вместе с деньгами клиентов. Российский авторынок лихорадит два года. Казалось бы,...

В ЦБ РФ рассказали о новом подходе телефонных мошенников к «работе»

Ефим Королев
Труд
Под конкретного человека разрабатывается индивидуальный сценарий обмана. Фото: 57stock/imagebroker.com, globallookpress.com

Если раньше ставка делалась на массовый обзвон по базам сотовых операторов — тут не сработало, звоним следующему, — то сейчас злоумышленники взяли курс на индивидуальный подход. По словам...

Жизнь 00:17 / 07 Марта 2024 2985
Жертвы, музы и творцы

Полемические заметки в канун дня 8 Марта

Елена Широян, искусствовед
Труд
Знаменитая фраза из фильма «Бриллиантовая рука» вполне годится, чтобы порассуждать о роли женщины в обществе. И не только советском

На пороге праздника, давно ставшего днем любви, красоты и прочих приятных вещей, вертится в голове фраза: «Детям — мороженое, бабе — цветы. Смотри не перепутай!» Думаю, вы узнали это...

Жизнь 23:01 / 31 Января 2024 2937
Последняя колонка

Ученые: регулярное употребление чая замедляет процесс старения

Труд

Зубами щелкая и ощетинив шерсть... В ряде районов Курганской области был введен режим ЧС из-за нападения волков на людей. Так, жители поселка Озеро Медвежье в темное время суток не выходят на улицу. В минувшие...

Жизнь 00:18 / 07 Марта 2024 2900
Защити себя сам?

Наша милиция (то есть полиция) нас бережет?

Валерий Володченко, журналист
Труд
Чем же так заняты наши правоохранители, у которых на охрану и защиту прав граждан не остается времени? Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Та ночь врезалась в память надолго. Сначала соседка снизу, баба Лена, барабанила по батарее, потом запричитала по телефону. И я привычно приступил к ритуальному действу — стал звонить в дежурную...

Калининградская область славится одинаковыми названиями

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
В области, которую можно проехать за три часа, насчитывалось: по пять поселков Березовка, семь – Лесных, восемь Садовых и, наконец, девять Сосновок... Фото: © Vladimir Godnikgloballookpress.com

В самом западном российском регионе стало на один поселок меньше. Точнее, де-факто никуда он не делся. Но вот де-юре, согласно постановлению губернатора, отныне бывшая Сосновка — это часть соседнего поселка...

Жизнь 00:11 / 09 Февраля 2024 2796
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Александр Архипов/Russian Look, globallookpress.com

«Ростелеком» проанализировал активность интернет-пользователей среди жителей кузбасских сел. Выяснилось, что те уже догоняют городских абонентов по расходу трафика. В среднем один сельчанин скачивает от 10 до 23 гигабайт...

Авиакатастрофа с далекоидущими выводами

Анатолий Журин
Труд
Как фактически нелегальный борт мог взлетать и садиться в российских аэропортах, не говоря уже о пересечении границ других государств? Фото из открытых источников

Недавняя катастрофа бизнесджета Falcon 10, выполнявшего чартерный медицинский рейс из Паттайи в Москву, по ходу расследования обрастает такими подробностями, что диву даешься. Самолет с отказавшими двигателями рухнул...

Жизнь 00:10 / 07 Марта 2024 2658
Псы тоже летают

В тестовом режиме запущена новая услуга - перевозка питомцев на соседнем пассажирском кресле

Евгений Смирнов
Труд

А помните, как «Аэрофлот» обвиняли в бездушном отношении к путешествующим животным? Критика имела последствия. Как сообщила пресс-служба компании, по итогам прошедшего года на треть увеличилось количество...

Жизнь 00:02 / 09 Февраля 2024 2641
Календарь: 9 февраля

120 лет назад геройски приняли неравный бой крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец»

Труд
Картина Петра Мальцева «Крейсер «Варяг». Фото: Russian Look/globallookpress.com

1667 Заключено Андрусовское перемирие между Россией и Речью Посполитой, ознаменовавшее конец войны 1654-1667 годов. Киев и Левобережная Украина перешли под власть России. 1710 Указом Петра I официально введен русский гражданский...

Жизнь 00:03 / 29 Февраля 2024 2637
Календарь: 29 февраля

В этот день в 45-м году до нашей эры впервые появилось 29 февраля

Труд
Статуя Цезаря в саду Версальского дворца (1696, скульптор Никола Кусту). Фото из открытых источников

45 до н. э. Впервые в календаре благодаря календарной реформе Гая Юлия Цезаря появилось 29 февраля. Идею нового календаря подсказал в Египте александрийский астроном Созиген. 1288 В Шотландии вступил в силу...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?