09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВЛАДИМИР БОРТКО: ГОЛЫЕ ТЕТКИ ПОГОДУ НА ЭКРАНЕ НЕ ДЕЛАЮТ

Безрукова Людмила
Опубликовано 01:01 24 Февраля 2001г.
С кинорежиссером Владимиром Бортко я хотела поговорить о его фильмах. Таких несхожих и разных. Почти гениальное "Собачье сердце" и незатейливые "Улицы разбитых фонарей"; философский "Цирк сгорел, все клоуны разбежались", ироничная "Блондинка за углом" и - "Бандитский Петербург"... Но Владимир Владимирович отказался беседовать о них."Все, что хотел сказать, уже сказал, сняв эти фильмы", - ответил он. И тут же решительно, без "перехода": "А интервью я вообще давать не люблю!"Еще он не любит... Нет, легче перечислить то, что, наоборот, ему нравится делать. В отличие от профессора Преображенского, главного героя "Собачьего сердца", призывавшего не читать газет, кинорежиссер Бортко регулярно просматривает прессу. По душе ему и преподавательская работа в Университете кино и телевидения, где он занимает ответственную должность профессора кафедры режиссуры кино.

- Я бы никогда не взялся за это дело, но случилось несчастье - умер мой коллега, замечательный режиссер Виктор Титов, набравший режиссерский курс. Меня попросили взять этих ребят. Мне кажется, работа с ними ответственнее самой сложной постановки. Так случилось, что я теперь за них отвечаю. Странно и страшно...
- Сами в свое время этот же вуз заканчивали?
- Я закончил сначала геологоразведочный техникум, служил в армии, работал, а потом, с третьей попытки, поступил в Киевский театральный институт имени Карпенко-Карого.
- Почему только с третьей?
- Экзамены по специальности сдавал хорошо. Но в сочинении при первом поступлении сделал 14 ошибок, при втором 12. Прогресс был очевиден, однако я подсчитал: чтобы получить наконец желанную пятерку, поступать придется еще шесть лет. Поэтому в третий раз воспользовался шпаргалкой - и, как видите, результат налицо. Более того, с тех пор я написал как минимум шесть сценариев для своих фильмов! Но своим студентам о том, как поступал, не рассказываю... Мне в ту пору было 23 года. Пошел учиться на режиссера потому, что хотелось как-то выразить свое собственное видение мира. Кино в этом отношении предоставляет большие возможности. О чем догадывался с детства, так как мои родители имеют непосредственное отношение к искусству: отец - театральный режиссер, мать - актриса.
- Что ж не пошли по стопам отца, а стали снимать кино?
- Спектакли я тоже ставил. В 1993 году на сцене Эрмитажного театра шел мой "Царь Эдип". Но театр и кино - принципиально разные вещи. Другой язык! Думаю, чем дальше они отстоят друг от друга в своих средствах выразительности, тем лучше.
- В кино народ ходит сейчас, по-моему, не очень активно. Все больше сидит дома у телевизора или "крутит" видео. Иногда думаешь: может, пора уже "отменить" кинематограф?
- Ну зачем так круто! Один небезызвестный наш соотечественник еще в начале XX века заметил, что "из всех искусств важнейшим является кино". Правда, он подумал и добавил после паузы: - "И цирк!" - но про это почему-то не пишут... А если серьезно, то кино - искусство, помогающее народу полнее познать самого себя. Лишиться кинематографа - значит обеднить себя духовно. Другой вопрос, что кино у нас в стране, к сожалению, переживает сейчас не лучшие времена. И оно - штука дорогая. Но как ни странно, в значительной части все упирается не только в отсутствие денег, а также и в отсутствие на экране большой идеи и героев, способных привлечь в кино миллионы зрителей. А существование кинематографа возможно только тогда, когда кинотеатры полны. Для чего-то ведь поставлены перед экраном тысячи кресел.
В первые перестроечные годы, когда в кинематограф хлынули деньги, которые отмывала мафия, у "новых русских" бытовало мнение, что сценарий, режиссер не имеют никакого значения, достаточно наснимать голых теток, драки и разбивающиеся автомобили - и зритель побежит в кинотеатры, а они таким образом и деньги отмоют, и еще разбогатеют прямо как американцы. Отмыть - отмыли, но не разбогатели. Народ же совсем перестал ходить в кино. Потому что выяснилось: не в голых тетках и драках дело. Дело в истории, способной увлечь в профессиональном мастерстве режиссера, умеющего эту историю рассказать, в любимом актере, на которого пойдут смотреть даже в плохо отапливаемый кинотеатр. В идентификации наконец себя с положительным героем на экране. Американцы, между прочим, как никто сознают важность создания положительного образа в кинематографе. Везде впереди американской экспансии идет экспансия американского кино. Дело дошло до того, что современная российская молодежь, составляющая примерно 90 процентов нынешних кинозрителей, уже не знает отечественных актеров. Ван Дамма, Чака Норриса, Брюса Уиллиса - знает, а, к примеру, Николая Караченцова - нет!
- Потому вы и согласились в свое время снять для телевидения несколько серий "Улиц разбитых фонарей"? По принципу: пусть хоть плохонькое кино, зато свое - с российскими актерами, узнаваемыми ситуациями?
- Это, как вы говорите, "плохонькое кино" любимо миллионами российских зрителей, которые смотрят его без устали по нескольку раз - благо, "Улицы" регулярно крутят по разным телеканалам.
- Отчего же тогда вы в титрах спрятали свою фамилию под псевдонимом?
- Оттого, что не принимал участия в озвучивании снятых мною серий. Не подбирал музыку... Однако я не стыжусь этой работы. Она принесла немало пользы. Всем - и нам, авторам, и актерам, и зрителям. Вот пример. В то время, когда на студии "Ленфильм" не снимался ни один фильм и по павильонам бродили только голодные коты, продюсер Александр Капица предложил группе моих безденежных коллег, в том числе и мне, снять несколько серий по рассказам питерского сыщика, начальника "убойного" отдела Андрея Кивинова. Затея показалась мне интересной. Попытки сделать сериалы на манер мексиканских предпринимались у нас и до этого. Но они не прижились да и не могли прижиться в силу того, что все эти душещипательные истории на тему Она полюбила Его, у них родилась дочка, которую украли, а потом дочка выросла и т.д., разыгрывались на фоне хронической российской нестабильности во всем - политике, экономике. Не до "высокой", извините, любви. В детективном же сериале с веселыми, полупьяными "ментами" народ должен был увидеть подобие своей жизни. С превеликим трудом мы нашли под "Улицы" какие-то небольшие средства, пригласили талантливых, хотя мало кому известных тогда и таких же нищих актеров и на гроши сделали-таки кино. Прогнозируемый успех пришел не сразу, но пришел! Искусством здесь, конечно, пахнет мало, но это хоть и маленький, однако настоящий кинематограф. В тех условиях это было начало возрождения отечественного кино пусть и на отдельно взятой территории города Петербурга.
- Но, согласитесь, уровень его, в особенности если сравнивать с "Собачьим сердцем", весьма, скажем так, средний.
- А зачем сравнивать? Разные фильмы! И потом, мне что же, до конца дней теперь только такое кино, как это самое "Сердце", снимать?
- Но коль дан дар проницательного, глубокого мастера...
- У меня дар рассказчика. Я рассказываю с помощью кино разные истории. Те зрители, что на "ура" восприняли в конце восьмидесятых сюжет про собаку, они и "Ментов" с удовольствием смотрят. И "Бандитский Петербург" принят ими хорошо. Его я вообще считаю одним из лучших своих фильмов. Это не означает, что сие произведение должно всем нравиться. Упаси Бог! Более того, я отдаю себе отчет, какое скромное место занимает эта лента в анналах отечественной кинематографии. Но лично я раньше в подобном жанре никогда не работал. Для меня это был своего рода эксперимент. Рад, что он удался.
- В "Бандитском Петербурге", как, впрочем, всегда в ваших фильмах, снималось немало знаменитых актеров. Трудно работать с ними?
- Как правило, знаменитый актер - очень хороший актер. Работать с таким обычно одно удовольствие. Мне на актеров везет. И знаменитые, и начинающие работают всегда с полной самоотдачей.
- После съемок расстаетесь "навсегда" или считаете себя в ответе за тех актеров, с которыми сотрудничаете, которые благодаря вам обрели известность? Спрашиваю не случайно. Блеснувший в "Собачьем сердце" Владимир Толоконников впоследствии как-то затерялся, поговаривали, что из-за невостребованности стал пить...
- Я в ответе перед фильмом, который снимаю. Если есть в нем роль для моего друга-актера, я его приглашаю. Если нет - увы, как бы по-человечески мне ни хотелось с ним работать... Это в равной степени относится и к съемочной группе. Постоянно сотрудничает со мной разве что художник Владимир Светозаров. Что касается оператора, композитора, помощников и ассистентов - каждый раз приглашаю тех высококлассных специалистов, кто, так сказать, вписывается в концепцию нового фильма. Что касается Володи Толоконникова, то недавно он пробовался у меня на роль Никанора Босого в "Мастере и Маргарите".
- Об этом вашем фильме по роману Михаила Булгакова столько разноречивых слухов... Вы уже начали съемки?
- Начал было, но... У писателя Булгакова объявились наследники, впрочем, прямого отношения к нему не имеющие, однако правами обладающие. И они продали эти права в США. И теперь, чтобы экранизировать любимую народом русскую книгу, необходимо испрашивать разрешение у американцев. А они с нами разговаривать не очень-то хотят.
- Просто какая-то мистика с этим романом: кто ни возьмется за его экранизацию, обязательно случается что-нибудь из ряда вон! Достаточно вспомнить картину режиссера Юрия Карры, которая так и не вышла на широкий экран, а несколько человек из съемочной группы скоропостижно скончались...
- Я - материалист и в мистику не очень верю. Тем более что были и другие фильмы по "Мастеру" - югослава Петровича, поляка Вайды. И ничего, все там остались живы-здоровы... Вообще вокруг этого замечательного романа столько всякой, извините, чуши - просто удивительно!
- Может, это связано с тем, что произведения Булгакова трудны для переложения в кинематографе?
- Тоже ошибочное мнение. Михаил Булгаков был не только романистом, но и драматургом, все диалоги в его текстах тщательно выписаны, достаточно зримы. Трудно передать дух, настроение, своеобразный юмор его книг - то есть точно перевести книгу на другой язык, в данном случае, язык кино.
- Вы сами "Мастера и Маргариту" сколько раз читали?
- Я наизусть роман знаю! Сам написал сценарий к задуманному мной фильму. Вообще, на мой взгляд, для экранизации вполне достаточно трех составляющих. Первое: мне должно быть это интересно. Второе: я правильно читаю первоисточник, то есть так, как он написан, и именно то, что автор хотел своим произведением сказать. Третье: хочу поделиться своим впечатлением с максимально возможным количеством людей. Вот когда все эти три составляющие сходятся, приступаю к съемкам.
- Владимир Владимирович, вы честолюбивы? Премии, награды имеют для вас значение?
- Если какой-либо режиссер скажет вам - "нет", не верьте!
Потому что нечестолюбивый в творчестве человек - это как плохо видящий снайпер, или косноязычный адвокат. Ведь режиссер берет на себя смелость рассказывать вам какую-то историю так, как он видит ее, и ему, конечно же, интересно, понравился ли его рассказ. Он нуждается в знаках одобрения. Вопрос - откуда эти самые знаки последуют. Если из сумасшедшего дома или воровского притона, то, конечно, радости мало. Хотя разные есть честолюбцы. Некоторым хватает близких друзей и родственников. Но большинство нуждаются в одобрении максимально широкого круга зрителей. Все сказанное в полной мере относится и ко мне. И премии, и награды имеют для меня значение. Самая значимая - Государственная премия за фильм "Собачье сердце". Приятно было осознавать, получая ее, что такое большое государство нашло меня, такого маленького, и громко сказало: "Молодец, Владимир, хорошо поработал, вот тебе за это награда!" Ценю-с.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников