Можем же, когда захотим!

 Это была самая успешная Олимпиада в истории страны

Ну вот и все, ХХII Олимпийские игры стали историей, в Сочи поставлена точка. Хотя почему точка?

Восклицательный знак! Сейчас, когда все позади, признаемся себе: кто из нас ожидал столь блистательного – и в организационном, и в спортивном отношении – итога огромной и тяжелой работы, в которую Россия впряглась семь лет назад? Даже самые отъявленные оптимисты еще пару месяцев назад не решились бы произнести вслух то, о чем сейчас радостно шумим и чем так искренне гордимся. 

Последние дни сочинских Игр стали настоящим триумфом России. Такой эйфории, такого единого порыва наша страна не испытывала давно. Во-первых, Игры удались. Теракты, бесснежье, пустые трибуны – эти и многие другие призраки, которыми скептики (и по склонности характера, и профессиональные кликуши, стремившиеся заранее сбить настроение на этом празднике спорта) перед началом соревнований пугали всех и вся, за две прекрасные недели растаяли как лед на солнце. Зато снег и лед не растаяли, все арены выдержали испытание субтропиками. Оттаяли и те из спортсменов, кто настороженно высаживался в Сочи в начале февраля. Они клеймили в Сети недочеты – а мы улыбались и показывали такое радушие, такой класс, что злорадные картинки и комментарии сменились добрыми и восторженными оценками того, чем встретил Сочи гостей со всего света. «Игры в Сочи – самые красивые из тех, в которых я участвовал», – сообщил лидер хоккейной сборной Чехии Яромир Ягр. А уж он может сравнить – это его четвертая Олимпиада.

Мы не просто не ударили лицом в грязь. Нет, все выше и значительнее. Пусть здесь, в рамках олимпийского проекта, но миру явилась совсем другая страна – динамичная, доброжелательная, умная, талантливая, с чувством собственного достоинства, уверенная в своих силах. «Можем же, когда захотим!» – эту фразу в последние дни мне не раз приходилось слышать от самых разных своих соотечественников. В ней, конечно, слышится и досада: чего же мы хотим этого так редко? Но и радостное изумление в ней тоже присутствует: все-таки можем, можем, можем...

Конечно, обидно было бы на таких великолепных Играх остаться без медалей, довольствоваться каким-нибудь невзрачным местом в общекомандной табели о рангах. Но и здесь триумф! Несколько неожиданный (что делать, отвыкли), но желанный и выстраданный. Перед Олимпиадой наши спортивные функционеры всех уровней осторожно стелили соломку в прогнозах. «Будет здорово, если Россия окажется на 4-м месте в медальном зачете... Надо учиться радоваться не только медалям, но и 6-му месту...» – вот общая тональность приватных разговоров, в которых журналисты пытались выявить «виды на урожай».

А один из руководителей отечественного спорта прямо сказал: мы, конечно, были бы счастливы претендовать на вторую ступеньку в общекомандном зачете, но на сегодня это просто невозможно. До открытия Игр в Сочи оставалось меньше трех месяцев.

Как же приятно и здесь ошибиться! Наша сборная более чем вдвое превзошла результат Ванкувера-2010: 33 медали против 15. А также побила собственный рекорд Лиллехаммера-1994 – тогда было 23 награды. Остался позади и рекорд сборной СССР, у которой в Калгари-1988 было 29 медалей. Наконец, Россия стала первой страной за 62 года, которая выиграла зимние Игры и в суммарном зачете, и по количеству золотых наград.

Примечательно, что мы добились успехов в нескольких видах спорта, где прежде побед никогда не знали. Александр Третьяков принес первое в истории отечественного спорта «золото» в скелетоне, экипаж Александ­ра Зубкова – первое «золото» в бобслее, а «бронза» Александра Смышляева стала первой медалью во фристайле. В санном спорте мы завоевали два «серебра», чего не было даже в советские времена. В сноуборде раньше единственной российской наградой была «бронза» Ванкувера – а тут целых два «золота» плюс «серебро» с «бронзой». В шорт-треке мы не попадали на пьедестал с 1992 года, а в Сочи сделали это пять раз, причем трижды – с наградами высшей пробы. Более того, Виктор Ан стал самым титулованным спортсменом Игр, а эстафетная команда установила новый олимпийский рекорд.

Конечно, в этой бочке меда есть и ложки дегтя. В традиционно наших, когда-то народных видах спорта (лыжные гонки, бег на коньках, биатлон) россияне в Сочи не блистали. Впечатление от биатлонного турнира скрасила победа в мужской эстафете, но в целом даже в Турине-2006 наши биатлонисты были успешнее. У лыжников в активе тоже одна золотая медаль, пусть и самая почетная, на 50 км. Конькобежцы до верхней ступеньки пьедестала вовсе не добрались. Отдельная статья – хоккей. Эта кровоточащая рана еще не скоро заживет…

Впрочем, и эти промахи можно причислить к резервам. Правда, для того чтобы извлечь их из закромов Родины, мало привезти иностранных специалистов и создать для звезд идеальные условия. Нужен фундамент, а он в массовом спорте. И вот тут-то литавры умолкают. По данным фонда «Общественное мнение», зимними видами спорта в России занимаются лишь 5% населения регулярно, 20% – от случаю к случаю (то есть раз в год выбираются на каток или на лыжню). А, к примеру, в Норвегии эта цифра превышает 50%, из них 15% регулярно участвуют в соревнованиях, а 3% – в крупных международных турнирах. В Голландии членами спортивных объединений и школ числятся 35% населения. Неудивительно, что в своих национальных видах спорта – лыжных гонках и беге на коньках соответственно – эти страны оккупировали пьедестал. Нашим главным спортом в теории считается хоккей, но на практике шайбу гоняют лишь 5% россиян, а необходимый инвентарь имеется только у 2%. Зарегистрированных хоккеистов у нас 64 326 человек, в то время как в Канаде – 617 107, крытых катков в России – 346, в Канаде – 2586.

По большому счету сейчас мы выигрываем прежде всего за счет отдельно взятых талантов да за счет денег. То, что государство взяло на себя финансирование сборных команд, безусловно, помогает мастерам сконцентрироваться и достичь максимума. Нашим зарубежным соперникам приходится тяжелее – из бюджета обеспечивают только звезд, остальным приходится обивать пороги меценатов. Именно поэтому в Россию бежали мастер шорт-трека Виктор Ан и сноубордист Вик Уайлд – и отблагодарили Россию в Сочи пятью золотыми медалями. Однако деньги – еще не все. Долгосрочный эффект дает лишь системная работа.

Это понимают сегодня все. Разработана cтратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года, принята соответствующая федеральная целевая программа. По данным Росстата, за первые пять лет действия этой программы (с 2006 по 2011 год) количество бассейнов в стране выросло с 3,2 до 4,5 тысячи, спортивных площадок и полей – со 115 до 133 тысяч, спортзалов – с 63 до 75 тысяч. Предстоит и дальше убеждать россиян стать ближе к спорту, приводить в секции своих детишек, ведь без этого все планы останутся бумагой.

И здесь случились важные подвижки. Вспомним: пару лет назад в послании президента Федеральному собранию прозвучало предложение заняться студенческим спортом, а через несколько месяцев состоялся учредительный съезд Ассоциации студенческих спортивных клубов России. Ее попечительский совет возглавил лично Владимир Путин. По его же инициативе разрабатываются меры по совершенствованию физкультуры в школах. По данным опросов, к спорту тянутся жители крупных городов, люди с высшим образованием и стабильным доходом, молодежь от 18 до 30 лет. Москомспорт сообщает: в столице 3 млн жителей поддерживают физическую форму.

Но это всего лишь первые шаги к той системе массового спорта, которая когда-то позволяла СССР десятилетиями оставаться на вершине олимпа. Игры в Сочи должны ускорить эти процессы. «Олимпиада – это толчок к развитию массового спорта, в том числе и детского, юношеского, молодежного спорта», – утверждал Путин. Так оно и должно получиться. На это и работали и организаторы великолепного действа в Сочи, и наши олимпийцы, добившиеся столь впечатлительной победы.

Этот праздник закончился. Но в большом спорте «шоу не кончается». Будут новые испытания. И, смеем надеяться, новые мгновения счастья.

P.S. А уже 7 марта в Сочи стартуют Паралимпийские игры. Будем переживать за всех, но особенно болеть за наших!