ОСВОБОЖДЕНИЕ

Интервью с Николаем Кошманом я записывал исключительно в машине. Было воскресенье. "У нас, - пояснил он, - слово "воскресенье" из обихода вычеркнуто. Каждый день недели мы называем понедельником". - "Из-за тяжести?" - "Из-за напряженности".

Мы выехали в северные районы Чечни рано утром и вернулись в Моздок в восемь вечера. Что за это время успел вице-премьер? В Науре провел совещание с главами соседних районов и руководителями созданных недавно госхозов. В Знаменском - центре Надтеречного района - встретился со старейшинами, муллами, школьниками, директорами предприятий, провел закрытое совещание со спецназовцами, прибывшими из Грозного, побывал в районной больнице, на стройках винзавода и макаронной фабрики, принял кучу заявлений от постоянно обступавших его на улице жителей, дождался конца службы в местной мечети и тут же, возле нее, откровенно потолковал со стариками о местных проблемах...
Эдакий наскок крупного руководителя для галочки - мол, поговорил с народом, поруководил "на месте"? Не скажите. Что сегодня волнует селян? Сев. Так вот, Кошман сообщил, что уже отгружаются и с завтрашнего дня начнут прибывать в Чечню 620 тракторов. Прямо с железнодорожных платформ они выедут на пахоту. Сразу же вслед за этим придут семена кукурузы, подсолнечника, дыни, арбуза... Переполненный зал, где собрались школьники чуть ли не всего Знаменского, гулом одобрения встретил ошеломляющую новость: принято решении об открытии в республике трех вузов - университета, нефтяного и педагогического институтов, а выпускники школ отныне смогут поступить в любой вуз России на льготных условиях... И десятки новых записей в личном ежедневнике - от строительства дамб и поставки мальков для местного рыбхоза до заявлений от матерей и жен, чьи сыновья и мужья арестованы.
- Нормальные сложности, - подытожил уже по дороге обратно в Моздок Николай Кошман. - Обратили внимание, сколько на улицах народа? Что вовсю работают базары? Что люди говорят без надрыва? Вспоминаю свой первый приезд в эти края в октябре прошлого года. Хмурые лица, на площадях бурные митинги, злые выкрики в лицо. И полное неверие нам, приехавшим в общем-то этим людям помочь.
Мы ехали вдоль полотна железной дороги. Между путями стояли голые, без проводов столбы.
- Разворовали все, что можно, - ответил на мой вопросительный взгляд Кошман. - Были электрички - вернулись к паровозам, вместо света и газовых плит - керосинки и печки. Отбросили Чечню на десятки лет назад, людей превратили в рабов - ни школ, ни работы, ни пенсий. Зато "свобода и независимость". Народ этими понятиями накормили так, что теперь, я уверен, они своим внукам и правнукам закажут произносить их вслух.
- И что же все-таки переломило психологию людей?
- А вы посмотрите направо - видите линии электропередачи? В освобожденные районы пришел свет, в домах снова появился газ, заработали транспорт и связь - теперь из райцентра можно позвонить в любой город страны. Формируются местные органы власти, которые, как вы сами видели, берут бразды правления в свои руки. Словом, люди начинают верить России, в республику постепенно приходят мир и согласие.
- И все это за три месяца свалилось на Чечню, как манна небесная?
- Если бы... Вы видели сегодня, как засветились глаза у селян, когда я им сообщил о прибывающих к ним тракторах и семенах? А ведь еще 12 февраля правительством было принято решение о срочном выделении средств на весенние полевые работы. И вот уже сев на носу, а денег как не было, так и нет. А что значит для Чечни вовремя не посеяться? Это тысячи людей оставить без хлеба и работы. Вы знаете, сколько сейчас приходится населения на сельские равнинные районы? 85 процентов! На недавней встрече и.о. президента в Кремле с главами временных администраций освобожденных районов Чечни я так и сказал, что проволочки Минфина с выделением средств, нерасторопность Минсельхозпрода считаю не только экономической диверсией, но и политической.
- И лед тронулся?
- Как видите, да. Благодаря личному вмешательству исполняющего обязанности президента. Накануне той самой встречи он досконально расспрашивал меня о положении дел в республике, о проблемах, возникающих при налаживании социально-экономической сферы. Такая деталь: мы завершили разговор в двадцать минут первого ночи. Ну а утром того же дня на встрече в Кремле с тех, кто срывал задания по посевной, было строго спрошено.
- И так - по каждому пункту правительственного постановления о выделении на восстановление Чечни 2,5 миллиарда рублей?
- Что нужно прежде всего для нормальной жизни любого региона? Энергия. И здесь я должен сказать искреннее спасибо Газпрому и РАО "ЕЭС России". Оба энергетических гиганта не жалеют ни сил, ни средств, чтобы в освобожденные районы пришли свет и газ. Кстати, конкретные задачи на этот счет также были поставлены перед ними Путиным, и эти задачи выполнены. Вот, так сказать, энергетическая хроника, ее я помню наизусть: 12 марта электричество было подано в Шали, 13 марта - в Аргун, 15 марта - в Урус-Мартан.
То же самое с газификацией республики. Практически вся равнина, которая раньше была газифицирована, а затем все системы полностью разрушены, сегодня обеспечена голубым топливом. Да, на газопроводах были диверсии, остро не хватало специалистов и тем не менее лозунг у Рема Вяхирева был один - "Только вперед!". Сейчас Газпром приступил к масштабной газификации Шелковского района. Более того, он начал газификацию сел, которые никогда до этого не были обеспечены этим дешевым топливом. Это, если хотите, знаковое явление.
Но и здесь свои проблемы. Тот же Газпром выделил для Чечни безвозмездно 49 единиц техники - и тем самым как бы угодил в ловушку. Эта часть из прибыли Газпрома была, разумеется, обложена солидным налогом. Можно ли это считать нормальной экономической политикой? Или взять шефство регионов над конкретными районами и городами Чечни. К этому в свое время призвал губернатор Кемеровской области Тулеев. Не только призвал, но и прислал в Чечню уголь, продукты, стройматериалы. Я знаю, что такую же инициативу готовы проявить и другие области и республики. Но ведь у них и своих проблем хватает. Многие из них должны федеральному центру. Так нельзя ли часть долгов, эквивалентную шефской помощи, региону соответственно сократить, произвести своеобразный взаимозачет? На днях я обсуждал это с руководителями Госдумы и Совета Федерации и нашел полное понимание.
- Николай Павлович, на вашей встрече с учениками я с удивлением узнал, что в чеченских школах каникулы отменены.
- Да, и сделано это по просьбе учителей и родителей. Надо нагонять программу. Что вы хотите, при Масхадове образование пришло в полнейший упадок. Я уже не говорю о вузах - они перестали существовать. В школах ввели раздельное обучение, причем платное - ведь зарплату учителя не получали вовсе. Вместо кириллицы пытались ввести латиницу, главным предметом, считай, стал шариат, новогодние елки запретили... Обидно за чеченский народ, который еще сравнительно недавно занимал одно из первых мест в России по уровню образованности. Пора наверстывать упущенное - сейчас в восьми освобожденных районах из 250 школ, которые существовали до дудаевско-масхадовского режима, отремонтированы и работают более 170.
Что же касается отмены каникул... Это возросшие требования родителей к уровню учебы своих детей. И это тоже говорит о ломке психологии. И не только у взрослых. Недавно я побывал в одной из школ и попросил одного шустрого третьеклассника почитать стихи. И он звонко начал: "Жди меня и я вернусь..." А вслед за Симоновым стал шпарить наизусть Пушкина, Лермонтова. Я долго не мог после этого прийти в себя.
- Учителя и врачи не получали зарплату, старики - пенсию, люди вообще практически были лишены работы. На что же они жили?
- Это было полуголодное, по сути, животное существование. От безысходности многие ударились в воровство. Жаль, что мы возвращаемся сейчас этой дорогой. Вы бы увидели, какие дворцы понастроили для себя недалеко отсюда Хаттаб, Басаев и иже с ними... Недавно в одном из сел Шатойского района мне показали склад оружия, устроенный на кладбище, - величайшее святотатство для мусульман. Так вот, среди пулеметов и пистолетов был обнаружен один любопытнейший документ - ведомость по распределению полученных Хаттабом денег среди так называемых вождей: 29 процентов - Басаеву, 18 процентов - Масхадову. Радуева в списке не было - видимо, его к тому времени уже списали со счетов.
Вы спрашиваете, как же жили люди. Только что мы с вами были в Знаменской больнице, говорили с больными, врачами. Когда я приехал сюда в октябре, здесь вместо корпусов были развалины. Не от обстрелов - больницу попросту закрыли, а затем разворовали. Подходит тогда ко мне знакомая еще по прежней работе в Чечне женщина, когда-то работавшая здесь заведующей отделением. Я по здешним обычаям намереваюсь ее обнять. А она в слезы: "Николай Павлович, не подходите, пожалуйста, ко мне близко - у меня педикулез". Подумайте только - врач, зав. отделением! А во время посещения Путиным Чечни в октябре прошлого года к нему подошел старик и сказал: я могу сегодня занять у соседа только одну спичку, больше мне никто ничего в долг не даст, потому что у меня нет ничего - ни денег, ни еды. Это уже к вопросу о пенсиях...
- Вы, кстати, сегодня сказали медикам, что завтра им будет выдана зарплата...
- И медикам, и учителям - практически всем бюджетникам. Но денег все равно не хватает. Мы не можем выдать хотя бы кредит госхозам, не можем рассчитаться со строителями, так и висит вопрос об оплате труда коммунальщиков. Или, скажем, вышла из подвалов Грозного старушка. Вся одежда на ней - драный ситцевый халатик. Ее же надо одеть-обуть. А средства на это не предусмотрены - нужно разрешение из центра. Но все узлы сразу не развяжешь - необходимы время, настойчивость и терпение.
- Вот вы сегодня объявили народу: на этой неделе придут трактора, завтра выдана зарплата. Это как-то связано с предстоящими выборами президента?
- Во-первых, посевная и выборы - понятия в принципе малосовместимые. Во-вторых, зарплату мы платили и раньше. Что же касается выборов, то они непременно пройдут. 336 избирательных участков готовы 26 марта принять более 350 тысяч избирателей. Выборы президента России для них - особое, отличное от остальных россиян событие. Им важно после долгого перерыва почувствовать себя полноправными гражданами великой страны, свою сопричастность к судьбоносным для нее решениям. И что бы ни говорили некоторые оппозиционеры, чем бы только ни угрожали бандиты, чеченские избиратели, я уверен, сделают правильный выбор.
- Одно время вы были одним из руководителей Чечни и сразу после соглашений в Хасавюрте покинули свой пост...
- Потому что считал и считаю сейчас эти соглашения предательством и Чечни, и России. Огромной ценой, жизнью наших солдат и офицеров мы платим сейчас за это предательство. "Россия нас предала в 96-м году, - говорили люди Путину в том же октябре прошлого года. - Умоляем: не покидайте нас на этот раз". Этот вопрос до сих пор остается самым больным, он еще не снят с повестки дня и волнует многих и многих чеченцев. И слава Богу, все больше людей начинают понимать, что предательство не повторится, что мы остаемся, пока не будет налажена нормальная жизнь, пока не будут уничтожены все бандиты.
* * *
Мирная жизнь сегодня восстановлена на половине территории Чечни. В северных районах, в двух из которых в этот день мы побывали вместе с Николаем Кошманом, она уже в основном нормализовалась. Хотя и здесь ситуация остается сложной. По району мы ехали в сопровождении автоматчиков. Они следовали за нами всюду - на стройках, у входа в районные администрации, в больницы, выстраивались по всей окружности на площадях, когда вице-премьер говорил с народом. И это не перестраховка - не так давно лишь по счастливой случайности удалось предотвратить тщательно готовившееся покушение на полномочного представителя правительства. "Приезжайте к нам в июне, - сказал мне на прощание Николай Кошман. - К этому времени жизнь будет нормализована во всей Чечне".