КВН ВМЕСТО КОМСОМОЛА

Люди, смеясь, расстаются со своим прошлым. У некоторых этот процесс затягивается на всю жизнь. По крайней мере у тех, кто начал играть в Клуб веселых и находчивых еще при Хрущеве и не собирается это дело прекращать даже при Путине. Прожитые годы обязывают! Первая телепередача КВН была подарена народу 8 ноября 1961 года, на девятый день после того, как тело Сталина вынесли из Мавзолея и предали земле. Одесско-армянско-московские приколы не всегда нравились советским чиновникам. Поэтому КВНу пришлось родиться во второй раз. 25 мая 1986 года, после объявления перестройки и в самый разгар умопомрачительной антиалкогольной кампании, народу снова разрешено было смеяться. Один из самых знаменитых кавээнщиков СССР, а ныне директор Московского Дома кино Юлий ГУСМАН - наш гость.

- Юлий Соломонович, вечно молодой - это про вас?
- Да. Я себя старым не чувствую. Иногда входит 40-летний мужчина, и я встаю уступить место и только потом вспоминаю, что мне-то уже 56! Вообще это не от возраста зависит, а от внутренней свободы.
- И все-таки было что-то в студенческие годы, о чем вспоминается с ностальгией?
- Да много всякого было. Я учился в Азербайджанском медицинском институте. У нас была самая веселая, хулиганская и активная группа. Я занимался 12 видами спорта, и в 4 из них у меня был первый разряд. В Москве студенты осенью ездили на картошку, а мы хлопок собирать. Однажды я расхвастался, что хорошо в покер играю. Мы сели, и я проиграл все деньги, которые у меня были: 500 рублей. Оказалось, что меня решили наказать за хвастовство: договорились и все играли против меня. А когда все играют против одного, у него нет шансов. На выигранные деньги они купили огромного барана, назвали его Юликом и за шашлыком честно обо всем рассказали.
- Как же вы из врача стали кавээнщиком?
-В КВН тогда, как и теперь, играли все. Принимать московское телевидение в Баку начали в 63-м году, а в 65-м у нас уже были прекрасные студенческие команды. Мы пренебрежительно смотрели на московский уровень. Считали себя лучше. Через год я поехал в Москву, познакомился с Масляковым. Я был тогда такой обаятельный и симпатичный, что вечером следующего дня сидел в жюри. А потом стал капитаном сборной команды "Парни из Баку". Новая команда "бакинцев" сейчас так и называется.
-Славы вам хватило. А были у вас неудачи на КВНе?
-Тогда были конкурсы на эрудицию. В одном из них нужно было угадать цитату из литературного произведения. Противники произнесли фразу: "во саду ли, в огороде". Я в замешательстве, и вдруг команда говорит: "Мы отгадали. "И при всем честном народе во саду ли, в огороде белка песенки поет и орешки все грызет". "Сказка о царе Салтане". Я, конечно, как всякий примерный школьник знал наизусть эти стихи. Иду к микрофону, понимаю, что все в полном шоколаде. Есть правило: во время выступления не смотреть в камеру и в зал, чтобы не отвлекаться. А я на радостях глянул прямо в зал и... забыл. Это не просто позор, это ужас. Команда дала ответ, а капитан, как последний дегенерат, по дороге забыл. За это линчуют. Я был так взволнован, что даже забыл название сказки. В диком мандраже я говорю: "Ну-ка, молвил князь Гвидон, - это он". И показал рукой на капитана противника. Жюри решило, что я настолько остроумен, что не просто ответил на вопрос, а еще и пошутил стихами. Но от команды мне досталось.
- Сложно ли дается настоящая шутка?
- Безумно. Хорошие шутки на сцене рождаются крайне редко. Класс кавээнщика определяется тем, как он может выйти на заготовленную шутку. Главной темой всех подкалываний противника были мои большие черные усы. "Капитан "бакинцев" Гусман улыбается в ус нам", например. На открытии сезона я сказал своей команде: что бы я ни делал, пойте песню и не двигайтесь с места. Они допели, и тут я подхожу к микрофону и говорю: "Усы теперь лишь тема для пародий, сезон открыт - усатые не в моде. И если из всей кавээнской красы запомнился я лишь усами, то вот вам, товарищи, мои усы (отклеиваю усы и кладу их на микрофон) и пробуйте шутить сами". У команды за моей спиной были судороги. Жюри со стуком попадало на пол. Дело в том, что я с 9-го класса не брил усов, так что когда я неожиданно сбрил и приклеил накладные, эффект был потрясающим.
- Как же вам после КВНа удалось "переквалифицироваться" на серьезного ведущего "Темы"?
- Сложно было. Когда Андрей Разбаш предложил мне стать ведущим, я долго не соглашался. Внешность у меня нестандартная, отчество "Соломонович", дикция непрофессиональная. Печать кавээнщика горела у меня на лбу, и никто серьезно меня не воспринимал. На первых съемках я хотел быть доброжелательным, открытым, вдумчивым, но сам себе казался фальшивым и неискренним. А когда позже мы решили снимать развлекательную программу "Вечер с Юлием Гусманом", то мне стали говорить: "Ну как такой серьезный человек может заниматься таким несерьезным делом?"
- Сейчас в КВНе что-нибудь поменялось?
- Да. Класс шуток и уровень команд выше. Игра более командная. Раньше все работали на лидера - капитана. А сейчас один за всех и все за одного. И любовь к КВНу стала, по-моему, даже крепче. Хотя и тогда популярность у нас была сумасшедшая. Помню, когда наша команда победила, утром я выхожу из своего номера в гостинице и прохожу мимо консьержки. Та побледнела и прошептала: "Ой, смотрите, Гусман. Живой!"
- Вы верите в конфликт поколений?
- Нет, если его не нагнетать искусственно.
- Чего современной молодежи не хватает?
- Идеологии. Вспомните, как американцы относятся к своему флагу. Даже супермен в фильме поправляет американский флаг на Белом доме. Идеология - это воспитание. А мы выбросили молодое поколение на обочину. Я не за комсомол и не за политические организации. Но мы не можем внятно ответить, что строим, к чему хотим прийти. А в результате - идеология ларьков. Мы получили сегодня талантливых банкиров, хороших управленцев, но людей часто циничных, лишенных моральных ценностей.
- Но ведь нельзя ностальгировать по той системе, где идеология стояла на первом месте.
- Конечно. В первый раз я поехал за границу в 21 год. Это была студенческая делегация в Англию. Нас готовили, как на фронт. 8 дней проводили воспитательные работы в турбюро "Спутник". Как же! Едем в цитадель капитализма, во вражеский лагерь. Ходить минимум по пять человек, потому что может быть любая провокация. С полицейскими не разговаривать ни в коем случае: посадят в машину, увезут и заставят подписывать бумажки об отречении от Родины. На фильм "Клеопатра" не ходить - это порнография. А когда мы наконец приехали в Лондон, вышел человек из посольства и говорит: "По пять человек не ходите, не позорьтесь. Если заблудитесь или проблемы возникнут - обращайтесь к полицейскому. Он домой довезет и поможет. Да, и сходите обязательно на "Клеопатру" - где вы еще такой фильм посмотрите!"
- Вот вы говорите, что политические организации не нужны. А что же создавать?
-КВН!