ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ДИКТАТ

На основании этого решения руководство Хакасии во главе с губернатором Алексеем Лебедем потребовало от РАО "ЕЭС России", которому принадлежит почти 80 процентов акций электростанции, возвратить в собственность республики имущественный комплекс станции.

Со своей стороны представители РАО ЕЭС заявили, что компания готова обжаловать решение арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в Высшем арбитражном суде. Если он признает данное решение правильным, станция перейдет в государственную собственность.
Этого-то и добиваются хакасские руководители. По их мнению, возвращение ГЭС в государственное лоно благоприятно отразится на экономическом состоянии региона. В частности, надеются в республике, будет наведен порядок в тарифной сфере.
Со времен приватизации станции Хакасия получала электричество по льготной цене, однако в ближайшее время ей грозит существенный рост энерготарифов: в 2004 году истекает срок действия договора, подписанного в свое время между РАО ЕЭС и республиканской администрацией. Энергетики уже предупредили потребителей Хакасии, что не собираются продлевать контракт. Они предложили республике покупать энергию на ФОРЭМ, где цены в шесть раз превышают тарифный уровень, установленный в соглашении.
Такой поворот не устраивает Хакасию, на территории которой расположена крупнейшая в стране гидроэлектростанция, вырабатывающая 25 миллиардов киловатт-часов (три процента от общего объема) дешевой электроэнергии в год. РАО ЕЭС покупает ее по цене около 3 рублей за мегаватт, а реализует на ФОРЭМ в десятки раз дороже. Жителей Хакасии эксперты РАО начали потихоньку готовить к тому, что к 2007 году цены на электричество вырастут как минимум вчетверо. В качестве обоснования приводится прогноз о существенном росте реальных доходов населения. Однако, по мнению независимой экспертизы, представители РАО не учитывают разницу между ростом доходов населения в Европейской и Восточно-Сибирской частях России. В Хакасии, например, четырехкратный рост реальных доходов населения в ближайшие годы практически недостижим. Зато электроэнергия в регионе по-прежнему будет вырабатываться самая дешевая. Доля энергии ГЭС в Сибири составляет 53 процента, а в Европейской части России - только 10. Этот фактор замалчивается ведомством Чубайса, хотя очевидно, что именно он определяет более низкий уровень энерготарифов в Сибирском регионе, чем в среднем по России.
Кроме того, льготный тариф для Хакасии обусловлен самой историей строительства станции: в ходе возведения ГЭС региону был нанесен огромный экологический ущерб на сумму более 43 млрд. рублей. Компенсация за него, убеждены хакасские власти, должна быть заложена в тарифе на электроэнергию. Кроме того, республика имеет право владеть крупным пакетом акций электростанции и получать свою долю налогов.
Республиканские руководители не пошли бы на конфликт с энергетиками и не потребовали бы в ультимативной форме пересмотра итогов приватизации, если бы стороны сумели разумно договориться. Однако все попытки региональной власти достичь мирного соглашения с энергетиками результатов пока не дали. Энергетический диктат оказался сильнее логичных доводов.
Как власти Хакасии мотивируют свое мнение о нарушениях закона, допущенных при приватизации ГЭС? Они считают, что акционирование Саяно-Шушенской ГЭС проходило в то время, когда не существовало разграничения государственной собственности: в Хакасии, например, объекты ТЭК могли принадлежать как Федерации, так и субъекту РФ. Не было и официального органа, который бы имел право распоряжаться имуществом Саяно-Шушенской ГЭС. В результате передача имущественного комплекса гидроэлектростанции в собственность РАО ЕЭС состоялась без согласования с хакасскими властями. В соответствии с законодательством Госкомимущества РФ, обладающее рядом ключевых полномочий, было правомочно принимать решения о приватизации только тех предприятий, что находились в собственности Российской Федерации. Вместе с тем ГКИ РФ не имел права делегировать свои полномочия кому-то еще. В нарушение законодательства решение о создании ОАО "СШ ГЭС" на базе Саяно-Шушенской ГЭС и передаче имущественного комплекса станции было принято... РАО "ЕЭС России". План приватизации электростанции утвердил вице-президент РАО Олег Бритвин. С мнением коллектива приватизаторы считаться не стали и учредили новую форму собственности не путем реорганизации предприятия, а через создание как бы нового акционерного общества. В результате такой приватизации республиканский бюджет лишился основных бюджетных отчислений с энергопредприятия. Большая часть налогов ушла за пределы республики по месту регистрации РАО "ЕЭС России" и его структур.
Чтобы несколько сгладить для Хакасии "боль потерь", в качестве главного условия акционирования был утвержден режим льготного тарифообразования. В частности, ОАО "Хакасэнерго" предоставлялось право покупать на СШ ГЭС электроэнергию в объеме, необходимом для внутреннего потребления, по отпускному тарифу, утвержденному ФЭК для станции. Это в какой-то степени компенсировало согласие республики отказаться от права на долю в имущественном комплексе ГЭС. Теперь и этот, единственный, по сути, инструмент компенсации РАО пытается уничтожить.
Спор между монополией и регионом не ограничивается правовыми вопросами. Региональные власти официально заявляют, что республике угрожают экологические и техногенные катастрофы, а со стороны РАО ЕЭС мало что делается для их предотвращения. Это также дает импульс к проведению процедуры деприватизации.
Саяно-Шушенская ГЭС расположена в сейсмоопасной зоне. Но из-за технических просчетов при строительстве станции этот фактор не был учтен. Сейчас специалисты МЧС предупреждают: в случае нештатных ситуаций плотина может не справиться с критическим объемом воды. Тогда близлежащие города Саяногорск и Абакан будут попросту смыты волной. Достанется и Красноярску.
Чтобы этого не случилось, эксперты рекомендуют срочно построить специальный сливной тоннель - водосброс паводковых вод. Длительное время эта проблема не решалась: деньги, получаемые РАО ЕЭС от электростанции, уходили куда угодно, только не на нужды самой ГЭС. Теперь же г-н Чубайс готов финансировать строительство водосброса, но... за счет увеличения тарифов на электроэнергию.