СЕРГЕЙ ШАКУРОВ: БРОВИ БРЕЖНЕВА СОСТОЯЛИ ИЗ ШЕСТИ ЧАСТЕЙ

Популярнейший актер, сыгравший в кино десятки заглавных ролей, любимец женщин всех возрастов, человек, живущий интересной, полнокровной жизнью, Сергей Шакуров крайне редко соглашается на интервью, в суждениях часто резок, а на неизбежный вопрос о личной жизни односложно отвечает: "У меня трое внуков". И тем не менее в канун премьеры сериала "Брежнев" на Первом канале, где Шакуров исполнил роль руководителя страны, он согласился ответить на вопросы "Труда".

Его творческая биография хорошо известна. Народный артист России, в энциклопедиях присутствует. Родился 1 января 1942 года в Москве. С 10 лет занимался гимнастикой и стал мастером спорта. Но выбрал актерство. В кино начал сразу с главных ролей. Вкус славы впервые почувствовал, сыграв в фильмах "Свой среди чужих, чужой среди своих" и "Сто дней после детства".
В кинематографических кругах он пользуется репутацией непростого человека. Отказывался от интересных ролей ("Земля Санникова", "Прощание с Матерой") только потому, что не нашел общего языка с кем-то из авторов фильма. Не раз настаивал на изменении сюжета картин, полагая, что предлагаемый им вариант точнее соответствует характеру "его" героя.
Человек очень темпераментный, он предпочитает и роли деятельных, активных людей. По этой же причине недолюбливает Чехова.
Несколько лет назад вся Москва стала судачить о романе Сергея Каюмовича со своим агентом, красавицей Екатериной Бабаловой. Дочь армянина-бизнесмена и преподавательницы одного из московских вузов, она значительно моложе Шакурова и по тому долго не могла говорить ему "ты". В прошлом году Катя родила Сергею Каюмовичу сына. Это его третий ребенок (старшему сыну уже к 40, дочери - к 20 годам).
Шакуров увлекается футболом, теннисом и горными лыжами. Почти всегда носит темные очки: "Потому что самому все видно, а твоя реакция затенена".
Долгое время отказывался от участия в сериалах. Исключение сделал для роли Меншикова в "Тайнах дворцовых переворотов" и теперь вот для Леонида Ильича. О нем, собственно, и речь.
- Сергей Каюмович, на протяжении своей жизни Брежнев был очень разным. Какого именно Леонида Ильича вы играете?
- Фильм рассказывает о его последних годах. В этот период Брежнев не раз писал заявления об отставке, но его окружение не давало этим бумагам ход. Брежнев оказался заложником ситуации. Он очень сильно уставал физически. Иногда даже засыпал на заседаниях и встречах. При этом, несмотря на запрет врачей, продолжал курить, прятал сигареты в тайнике. И даже попытался вступить в любовную связь с медсестрой, к которой очень привязался. Между прочим, этот роман на старости лет - вполне реальная история.
В нашем фильме мы показываем тот этап, когда человек постепенно начинает прощаться с миром и одновременно вспоминает о событиях своей жизни, подводя ее итоги. А также делает попытки найти себе преемника. Ведь при советской власти преемник всегда возникал в заговорах элит, и все мы гадали, кто сменит разрушающегося на глазах Брежнева. При этом каких-то ключевых общественно-политических событий того времени, а также внутрипартийных разборок в фильме не будет. Все-таки мы снимали не историю партии, а историю человека.
- Становится страшно, когда задумываешься о том, что очень больной и немощный человек управлял огромной страной.
- Я думаю, что это тоже есть в нашем фильме. Мы, конечно, не нагнетали специально некий абсурд, кафкианство, если угодно. Но все-таки Кафка здесь возникает сам собой, помимо нашего желания. Из самого духа абсурда и нелепости, которыми была наполнена атмосфера тех лет.
- И чем же вас тогда заинтересовала эта нелепая роль?
- Тем, что сначала я не понимал, как ее сыграю. Благодарен режиссеру Сергею Снежкину за то, что из 20 актеров, которые на эту роль пробовались, он выбрал именно меня. А также Валентину Черных - за его потрясающий сценарий. Это просто мечта, я очень давно такого удовольствия от работы не получал. Едва прочитав его, я воскликнул: "Брежнев - это я!" Кстати, сначала меня пробовали на Чазова и у меня тоже неплохо получалось, но эта роль казалась мне куда менее интересной.
- Вообще-то вы не очень похожи на Брежнева. Сколько же времени вам приходилось сидеть у гримера?
- Около двух часов. Большую часть этого времени занимали брови. Они состояли из шести небольших частей, а на каждую часть, чтобы ее аккуратно и незаметно вклеить, тратилось минут по двадцать, и еще полчаса уходило на волосы. На съемки меня поднимали рано утром, поэтому режиссером предусмотрительно было куплено специальное кресло с отваливающейся, как в самолете, спинкой. В нем я досыпал во время грима бровей, а уже когда делали волосы, просыпался.
- Сны про Брежнева снились?
- Нет, но во время сна я погружался в образ и после грима уже был готов к работе. Так что режиссеру не приходилось меня специально настраивать и поправлять: "Каюмыч, ты не то делаешь, ты спишь", как это часто бывает на съемках.
- Брежнев был более грузным и высоким, чем вы.
- Да, он был выше меня. Чтобы сниматься с высокими артистами, скажем, с Василием Лановым, который играл Андропова, для меня сделали специальные туфли с каблуком пять сантиметров. И еще специальный ватный каркас, который имитировал грудь и пузо.
- Вы актер очень сильного темперамента. Как вы себя сдерживали в этой роли?
- Это называется "работа с погружением". Я погрузился в другую физику. После грима я начинал ходить "под" Брежнева. Целый километр до павильона шел этой шаркающей брежневской походкой.
- Какое-либо личное отношение к этому герою у вас есть?
- Я своих героев на красных и белых не делю. Всех, кого играю, - люблю. И сейчас нахожусь еще в состоянии любви к нему. Этот образ у меня, что называется, не остыл. К тому же мне кажется, что мы живем во власти расхожих клише и штампов. Ведь выясняется, например, что Брежнев в чем-то был уникальной личностью. Например, участники заговора, свергнувшие Хрущева, не рассчитывали, что он долго задержится у власти. Все принимали его за слабовольного, доброго человека, к тому же бабника и выпивоху. А он сумел удержать власть в своих руках и через некоторое время даже убрал из большой политики всех заговорщиков, понимая, что, если человек предал один раз, то он может предать и во второй. Время показало, что Брежнев был человек чрезвычайно хитрый и предусмотрительный, не забывающий обид и поэтому смог 18 лет управлять такой империей
- Как-то вы сказали, что вам пришлось с ним пить водку.
- Это было, когда нас наградили Государственной премией за фильм "Вкус хлеба". Съемочная группа с рюмками в руках прошла перед ним строем. Мы все по разу с ним чокнулись, по-моему, даже не сказав ни слова. Больше с Брежневым мне встречаться не доводилось.
- А как вы сейчас вспоминаете то время - годы застоя?
- Хорошо. Я не испытывал трудностей. Конечно, были диссиденты, кому-то пришлось покинуть страну, но я артист, я не занимаюсь ни политикой, ни экономикой. Мне совершенно все равно, кто стоит у руля нашей страны. И тогда, и сейчас.
- И все же уж очень у вас Брежнев обаятельным вышел, вам так не кажется?
- Нет, не кажется. Это потому что я обаятельный.
- У вас четко прослеживается любовь к костюмным ролям и историческим персонажам. Это не случайно?
- Не случайно. Это моя, как говорят теперь, "фишка". Да и с профессиональной точки зрения над исторической ролью работать интереснее: больше риска, больше напряжения, больше азарта. А когда играешь современника, то просто играешь самого себя в предлагаемых обстоятельствах. Или подсмотришь типаж на улице и тащишь его в кадр. Это, на мой взгляд, не так интересно. А Меншикова попробуй-ка сыграть! Где его образ подсмотришь?
- Ну, это история. Все-таки обычному зрителю интереснее и ближе современность, так сказать, "герой нашего времени". Вот скажите, каким он был раньше, скажем, лет 20 назад и кто он сегодня?
- Героем 20-летней давности был человек, похожий на моего героя - председателя колхоза Сечкина в фильме "Вкус хлеба". За него я получил Госпремию в 1980 году. Это был человек, который шел против номенклатуры, против партийных директив, шел своим путем, зная, как нужно работать на земле, как добиться высоких урожаев, как любить человека. А сегодня, к сожалению, герой инфантилен. Таких играют Сергей Маковецкий, Евгений Миронов. От такого героя трудно ждать героического поступка. Мне кажется, что в наше время и герою нужно быть жестче.