08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

А ГДЕ МНЕ ВЗЯТЬ ТАКУЮ ПЕСНЮ?

Куда девались хорошие песни? Почему в родном Отечестве в последние годы не появляется ничего хоть отдаленно сравнимого по художественному уровню с "Подмосковными вечерами" или "Днем Победы"? Об этом то и дело спрашивают в своих письмах читатели. Причем далеко не только люди старшего возраста, но и молодежь, которая о золотой поре музыкальной эстрады, связанной с именами Дунаевского или Соловьева-Седого, знает в основном понаслышке.

На "круглом столе" по проблемам интеллектуальной собственности в шоу-бизнесе, прошедшем в стенах Государственной Думы РФ, я услышал неожиданно простой ответ на этот почти риторический вопрос: сколько-нибудь качественная песня стоит очень дорого. Вот порядок цифр: раскрученный композитор уровня Виктора Дробыша или Максима Фадеева берет за потенциальный шлягер от 25 до 100 тысяч долларов. Сами посудите, многие ли певцы, особенно молодые, могут заплатить такую сумму? Вот и сочиняют начинающие "звездочки" сами себе "перлы" типа "Ты целуй меня везде"...
А почему среднекачественная песня (об истинных шедеврах не говорю, они товар штучный) так чудовищно дорога? Оказывается, тут проявляется специфика российской действительности, мягко скажем, не очень упорядоченной законами. В нормальной ситуации права сочинителей охраняет какое-нибудь солидное авторское общество. Но у нас такие организации в дефиците, зато во множестве расплодились фантомные (специалисты наподобие известного адвоката Ирины Тулубьевой без обиняков называют их мошенническими) конторы вроде печально знаменитого РОМС, который несколько лет назад в одностороннем порядке присвоил себе "право" распоряжаться судьбой произведений десятков именитых авторов, хотя платить им достойные суммы за использование мелодий, скажем, в рингтонах мобильников вовсе не собирался. Подобные "агентства" вступают в сговор с телефонными или, допустим, звукозаписывающими компаниями, а над композиторами или поэтами, осмелившимися проявить недовольство, посмеиваются: хотите денег - ну ждите...
Понятно, что, зная о таком беспределе с авторскими отчислениями, сочинители хотят получить все и сразу - не с фантомного агентства, а с конкретного исполнителя.
Беда в том, что создать очередное скороспелое "авторское общество" проще простого. Его могут учредить пара-тройка любых физических лиц. Реального, гарантированного государственного контроля за деятельностью подобных "Рогов и копыт" нет. Конечно, обиженные могут обратиться в суд, но, представляете, сколько энергии и опять-таки денег такой процесс потребует!
Описанное - только часть уродливой практики "пиратства" в области интеллектуальной собственности. По самым скромным оценкам, доход организованных преступных групп от нелегального производства и продажи записей составляет в России 5 миллиардов долларов в год. Правда, в последнее время под давлением стран, входящих во Всемирную торговую организацию, наше государство изыскало-таки возможность выявить и закрыть ряд подпольных производств, зачастую базирующихся на высокотехнологичных предприятиях. Например, в подмосковном Пушкино сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями остановили нелегальный конвейер, дававший до 1,5 миллиона DVD в месяц. В Новосибирске милиция закрыла лабораторию дисков, располагавшуюся на территории колонии строгого режима и использовавшую труд заключенных. В Нижнем Новгороде незаконную продукцию, продававшуюся под крышей легального вроде областного киновидеопредприятия, конфисковали и давили гусеницами танка Т-80... И все равно контрафактная аудиопродукция составляет в России 64 процента общего объема производства, а по DVD и программному обеспечению - все 80 - 90 процентов. Мы тут переплевываем даже Польшу или Бразилию (25 - 50 процентов пиратских изделий), не говоря уже о ситуации в истинно законопослушных странах вроде Америки (менее 10 процентов), которая кажется нам несбыточным сном.
Стоит ли удивляться, что наш шоу-бизнес в таких условиях встает с ног на голову? На Западе исполнитель основной свой доход получает от легальной продажи записей, а концерты устраивает главным образом ради поддержки своих альбомов. Понятно, что он кровно заинтересован провести эти концерты как можно качественнее. У нас, почти ничего не получая от продажи альбомов, певец вынужден устраивать концертный "чес", и тут уж о качестве выступлений заботиться некогда. Залы захлестывает вал дрянной музыки в дрянном (да еще и под фанеру) исполнении.
Особая головная боль - интернет: его лабиринты российским законодательством практически не контролируются. Если учесть бурный рост сети, то объемы "пиратства" тут скоро оставят далеко позади сферу "вещественных" носителей. Как призналась мне директриса одного довольно известного певца, его запись в "паутине" скачивалась пользователями-меломанами 36 тысяч раз - и это только за последний квартал, а "висит" она на сайтах уже пять лет. Надо ли пояснять, что исполнитель не получил при этом ни копейки.
Очевидно, что корень решения всех этих проблем - в совершенствовании законодательства, которое не то что вовсе отсутствует - худо ли плохо, но несколько лет существует, например, закон об авторском и смежных правах. Надо лишь его дотянуть до истинно цивилизованного уровня - прописать, например, строго контролируемое государством лицензирование упомянутых авторских обществ. Но вместо этого Думе нынче предложен наскоро, за три месяца написанный проект не закона даже, а обновленного Гражданского кодекса РФ, в котором четвертый раздел посвящен интеллектуальной собственности. Перелицовки кодекса якобы требуют стандарты все той же ВТО. Однако ничего хорошего в спешке не сотворишь. Серьезные юристы, которые читали проект, в ужасе: три сотни страниц общефилософских рассуждений, не дающих ответа на конкретные вопросы о правах авторов, производителей, распространителей... Если законодатели его примут, окажутся сметенными и те шаткие заслоны против "пиратства", которые хоть как-то устанавливал старый закон. Тогда пострадают все, а в конечном счете - казна и престиж государства.
Не возникнет ли нелепой ситуации, когда мы наделаем столько глупостей, что окончательно угробим свой и так весьма шаткий рынок интеллектуальной собственности - и в результате останемся у разбитого корыта: и без ВТО (кто ж нас туда таких диких пустит), и без интеллектуальной собственности, которую разворуют "пираты"?


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников