В ЧУЖИХ ЖЕН НЕ ВЛЮБЛЯЛСЯ

Алексей Гуськов играет мужчин, которые, говоря слогом поэта, "одним ожесточеньем воли берут и сердце и скалу". Правда, его герои по странному стечению обстоятельств не очень-то счастливы в любви. Зато сам актер женат на одной из самых красивых актрис нашего кино - Лидии Вележевой, и в актерской среде их брак считается идеальным. Впрочем, злые языки неустанно приписывают Гуськову романы с другими актрисами, что вполне объяснимо. Ведь в нашем кино осталось не так уж и много настоящих мужчин, за любовь которых женщины готовы бороться.

- Алексей Геннадьевич, почему на светских мероприятиях вы всегда появляетесь один? Наш брат-журналист каждый раз бывает разочарован несостоявшейся встречей с четой Гуськов-Вележева.
- Лев Толстой написал, что все семьи одинаково счастливы, а несчастливы каждая по-своему. Что же касается моей семьи, то она несчастлива исключительно из-за вас, журналистов. Мы с Лидией не только редко выходим в свет, но даже пропускаем друг у друга важные премьеры. И я считаю, что это вполне нормально, когда у каждого из супругов есть своя неприкосновенная территория. Более того, я редко говорю своей жене комплименты как актрисе, и она пристального интереса к моей работе не проявляет. Так что в этом плане моя жена не похожа на чеховскую "Душечку".
- Известный фотохудожник Екатерина Рождественская увидела и запечатлела ваше семейство гуляющим по Елисейским Полям в аристократических нарядах XIX века. Вы с радостью согласились на столь прелестный портрет?
- Участвовать в той фотосъемке захотела Лидия, а я пошел у нее на поводу. Ради любимой женщины и детей я иногда делаю то, что мне самому не очень нравится. Мой младший сын Дима мечтал поучаствовать в игре "Кто хочет стать миллионером", и я упросил редактора программы разрешить нам сыграть вдвоем. Что же касается Парижа, то я часто приезжаю со своими сыновьями в этот прекрасный город. Я стараюсь дать своим детям то, чего сам был лишен в детстве.
- Пожалуй, армия ваших поклонниц многое отдала бы за то, чтобы побольше узнать о событиях, происходивших в нежном возрасте своего кумира. Может, сделаете им такой подарок?
- У меня поморские корни, которыми по праву можно гордиться. Кстати, в Краеведческом музее Архангельска Гуськовым отведен целый стенд. Один из героев Ивана Ефремова говорит: "Я помор, а поморы крепостными никогда не были". И я терпеть не могу, когда мне пытаются навязать свою волю, или, что еще ужаснее, управлять мной как марионеткой. На все попытки меня использовать я отвечаю одной фразой: "Не получится, ведь я хитрый помор". На летние каникулы мы с сестрой ездили к бабушке в Архангельск, которая учила нас уму-разуму. Например, когда я показывал "кукиш", бабушка жестоко била меня по рукам, и таким вот образом вовремя отучила от хамства.
- А кто воспитывал в вас эту мужественность и надежность?
- Как женщина сразу рождается или дамой, или крестьянкой, так и мужчина: либо он сосунок, либо мужик. Мой отец погиб при исполнении служебных обязанностей (он был военным), когда мне было 6 лет, и я остался единственным мужчиной в доме, что наверняка сыграло свою роль. Пожалуй, больше всего в жизни, не имея в виду любовь и детей, я ценю крепкое мужское слово, и если дал его, то, как говорится, расшибусь, но сдержу.
- В новом фильме режиссера Игоря Масленникова "Русские деньги", снятому по пьесе Островского "Волки и овцы", вы играете холодного, расчетливого, но умного и в чем-то даже благородного помещика-капиталиста Чугунова. Вы согласны с классификацией людей на хищников и их жертв?
- Мое согласие или несогласие мало что значит. А вот то, что пьеса Островского "Волки и овцы" актуальна в наше время, - это вне всякого сомнения. Те же рожи, жулики, те же ханжи и хапуги окружают нас сегодня, что и во времена Островского. Я вообще считаю, что нужно чаще обращаться к классике, в которой есть все ответы.
- Но почему тогда вы тратите время и деньги не на экранизацию Толстого и Достоевского, а на такие сериалы, как "Граница. Таежный тупик", "Воровка", "Охота на Изюбря", "Узкий мост"?
- Многие почему-то считают, что продюсер кино обладает огромными деньгами, что он занят только своим обогащением. Уверяю вас, как продюсер я не только ничего не нажил, а, скорее, потерял. Если бы я свернул свою киношную деятельность, а занялся бы чем-то другим, то заработал бы гораздо больше. Я полтора года потратил на то, чтобы снять картину "Рагин" по чеховской "Палате N 6", и, как вы догадываетесь, остался в убытке. Но это была моя мечта, которую я исполнил. А сейчас занят еще одной мечтой - картиной по рассказу "Возвращение" потрясающего писателя Андрея Платонова, в которой участвую как продюсер и как артист. Кстати, "Граница" тоже возникла не ради выгоды. Дело в том, что перестройка нанесла -серьезный удар по нашим мужчинам: тогда многим пришлось доказывать свою состоятельность. И в числе самых уязвимых оказались офицеры. Им надо защищать Родину, а у них в одночасье рушились - дом, семья, мужское братство. И мне хотелось их защитить.
- Но ваш герой Никита Голощекин такой негодяй, что его совсем не жалко. Он жестокий, коварный, мстительный человек и к тому же собственник по отношению к своей жене...
- Я не считаю, что Никита - негодяй. Напротив, он настоящий мужик. В течение всего фильма он просит своего соперника оставить в покое его жену. Спросите у любого из нас: "Как он поступил бы, застав супругу в постели с его сослуживцем?", и каждый ответит: "Да, я бы его убил!" Но при этом мы почему-то считаем Никиту злодеем.
- Вы так говорите, как будто никогда не влюблялись?
- В чужих жен не влюблялся и не морочил женщинам головы, потому что считал такое поведение недостойным мужчины.
- Неужели и впрямь никогда не флиртовали со своими красавицами партнершами? После фильма "Мусорщик" вам, например, приписывали роман с Олесей Судзиловской...
- Разумеется, в партнершу нужно быть влюбленным, но -только слегка, чтобы ощущалось волшебство от совместной игры. Когда партнерша пытается перенести вспыхнувшую искорку из кино в действительность, то я мягко ей говорю: "Разве тебе не хватает всех этих романов в жизни?" Но с Олесей Судзиловской у нас никогда не возникало подобных разговоров. Мы с ней просто хорошие друзья. Тем более она, как и я, выпускница Школы-студии МХАТ.
- Алексей Геннадьевич, вы ушли из Московского художественного театра имени Чехова, чтобы стать педагогом в родной альма-матер?
- Уходя из театра, я отправлялся в так называемое "свободное плавание", о котором мечтал всю свою жизнь. Но когда мне предложили вести курс в Школе-студии МХАТ вместе с великим педагогом Михаилом Лобановым, я сразу же согласился. Не скрою, с нынешней молодежью очень непросто найти общий язык, но у меня, как ни странно, получается. Когда я слышу, как они выражаются, в том числе и не всегда литературно, я не ору на них, а очень деликатно, подчеркнуто интеллигентно объясняю им, почему лучше объясняться без мата.
- Вы не пытались отговорить своего сына, студента Щукинского училища, от намерения стать актером?
- Моя дорогая мама мне говорила: "Сначала получи серьезное образование, а потом делай, что тебе вздумается". Будучи послушным сыном, я четыре года изучал устройство ракет в Московском Бауманском училище. Дети должны сами решать, кем им быть, потому что это их жизнь.
- Вы общаетесь со своей дочерью от первого брака?
- Разумеется, только у Наташи такая насыщенная жизнь, что ей трудно найти время для встречи с отцом. Я приготовил ей подарок на 8 Марта, но дочка не сразу его забрала, ссылаясь на свою занятость. Но это нормально, когда взрослые дети стремятся быть независимыми от своих родителей.
- Вам уже полагается играть отцов взрослых дочерей, а вы все ходите в героях-любовниках...
- Ромео я уже точно не сыграю. Но мне очень нравится мой теперешний возраст, впрочем, мне в любом возрасте было комфортно. Помню, в начале 90-х годов на каком-то собрании кинематографистов сначала Эльдар Рязанов, потом Вадим Абдрашитов говорили с трибуны, какое сейчас ужасное время и как они тяжело его переживают, а я про себя думаю: "Мне сейчас так хорошо на душе, у меня только что родился сын, и я не чувствую никакого трагизма в стране". Что же касается моих героев, то среди них далеко не все донжуаны и супермены. Ведь таскать один образ из одного фильма в другой - это так скучно. Благодаря творческому подходу к своим ролям, я начал "полюблять" актерскую профессию (как говорил Лев Толстой: "Я стал полюблять жизнь").
- Ваша жена сыграла роковую красавицу Настасью Филипповну в экранизации Владимира Бортко романа "Идиот". А кого из героев Достоевского вы бы хотели сыграть?
- С моим отрицательным обаянием ни один режиссер мне бы не позволил играть князя Мышкина, так что мой выбор невелик - или Рогожин, или Ганечка Иволгин, хотя во втором случае мне было бы трудно смириться с тем, как женщина бьет меня по лицу. Мне понравился фильм Владимира Бортко, но отнюдь не потому, что в нем снималась моя жена. Лидия, кстати, так правдоподобно входила в образ Настасьи Филипповны, что начинала пускать коготки в обычной жизни, тогда как раньше я этой стервозности за ней не замечал. Но, к счастью, после фильма все стало на свои места.