МОДА НА МОДИ НЕ ПРОХОДИТ

Подходя к Музею изобразительных искусств имени Пушкина, видишь длинную цепочку людей, медленно продвигающуюся к центральному входу. Я поинтересовалась у одной из многочисленных молодых пар, сколько они здесь стоят? "Полтора часа, - ответила мне улыбающаяся молодежь. И добавила: - Модильяни стоит того, ведь мы его знаем только по репродукциям в альбомах, а тут вдруг такой подарок нам преподнесла директор музея Ирина Антонова. Об этом мы будем рассказывать своим будущим детям".

Действительно, это первая выставка в России великого Модильяни, на которой за первые три дня уже побывало около 7 тысяч человек. Это удовольствие стоит 160 рублей, а 104 посетителя прошли бесплатно (этими льготами пользуются только Герои Советского Союза и Герои Труда). Цена не такая уж высокая, если учесть, что картины знаменитого итальянца пришлось собирать по всему миру. Они приехали из Парижа, Нью-Йорка, Берна, Дюссельдорфа, Руана, Лондона, Вены, Чикаго...
Всего на выставке представлены 25 картин и 27 рисунков, плюс одна скульптура. В подборе экспонатов, среди которых вещи хрестоматийные, есть и совсем нам неизвестные. Почти все холсты - однофигурные композиции, если не считать портрета литовского скульптора Жака Липшица и его жены, которые заплатили Моди (так ласково друзья называли Модильяни) за эту работу 10 франков и подарили бутылку красного вина. Выходцы из восточноевропейских земель составляли ближайшее окружение Моди. В первую очередь это его верный друг, польский поэт Леопольд Зборовский, устроитель единственной при жизни художника выставки в Париже, которую закрыли на третий день из-за скандального триптиха "Обнаженные".
В центральной галерее Пушкинского музея эти обнаженные фигуры размещены в самом ее центре. Создается впечатление, что они светятся прозрачным розовым светом, дразня и маня своими роскошными телами с удлиненными талиями-гитарами и спелыми, словно яблоки, грудями. В живописи Модильяни обнаженные тела женщин всегда были объектом его исследования, при том, что их лица представляют застывшую маску с пустыми глазницами.
Посетители музея, много наслышанные о романе Модильяни с Анной Ахматовой, посетившей Париж в 1910 году вместе с Гумилевым, толпились у рисунков великого символиста, изобразившего великую поэтессу России в обнаженном виде. Почти в конце галереи представлен портрет жены художника Жанны Эбютер, у которой такая же, как и других моделей, неестественно длинная шея, с головкой, склоненной несколько набок, а руки спокойно сложены на большом животе. От женщины исходит покой и тайна будущей матери. Но, увы, ей не суждено было стать во второй раз матерью. Тяжело болевший Модильяни (он всю жизнь страдал плевритом) умер в 36 лет в больнице для бедных, и она, не в силах перенести утрату, покончила жизнь самоубийством.
О творческом пути художника, его трагическом и нищенском существовании написана масса статей и книг, поставлены фильмы, но все это меркнет по сравнению с его картинами, которые сейчас висят в Пушкинском музее. Поэтому стоит час или два простоять в очереди, чтобы сказать друзьям: я видел самого Модильяни.