НЕ ДУМАЯ О СЕКУНДАХ СВЫСОКА

Давно известно, что, если люди что-то обсуждают в транспорте, значит - зацепило. На днях в трамвае слышал диалог девиц, живо напомнивший мне Людоедку Эллочку и ее смертельную войну с американской миллионершей Вандербильдихой. "Вчера Собчачка по телевизору в цирке выступала". - "И чего?" - "Под куполом с мужиком кувыркалась". - "И чего?" - "Как всегда. Чучело раскрашенное. Одета ужасно. Где она такую безвкусицу покупает?" - "Кто ее в цирк-то пустил?" - "С такой мамой и я бы в цирке могла выступать". А ведь светская львица и сенаторская дочка наверняка уверена, что все от нее без ума. Как, впрочем, и другие звездные участники всевозможных шоу. Вот она, реальная цена успеха.

АПЛОДИСМЕНТЫ В СТУДИЮ!
Чем дальше, тем большую роль в телевизионных шоу играют зрители. Но не те, которые по вечерам тихо-мирно сидят у себя дома у телеэкранов. Их в отдельных случаях может не быть и вовсе. А те, что собираются на записи, аплодируют, шумят, улюлюкают, всячески подчеркивая живость и значимость происходящего. Шоу все разрастаются, студии становятся больше и больше, и аудитории на трибунах скоро будут сопоставимы со стадионными. По идее количество должно переходить в качество. То есть, в нашем случае, чем больше и активнее зрители, тем зрелище должно быть ярче. А на практике?..
Ни для кого не секрет, что люди приходят на записи телепрограмм отнюдь не для того, чтобы выразить свое мнение по поводу происходящего и как-то повлиять на ход событий. Кому-то нравится быть непосредственным участником творческого процесса, другие коротают таким образом время, бесплатно глазея на знаменитостей, большинство мечтает об одном: засветиться в кадре. Это для них, что называется, минута славы. Ну пусть не минута - секунда, но все равно приятно: "Ты видел, видел? Вон там, в красной кофточке. Это я!" А насчет возможности высказать свое мнение иллюзий не надо. Зрители в студии - будь их полтора человека или полторы тысячи - выражают то, что им подскажет ассистент режиссера. Он стоит за кадром, вне эфирной зоны, и показывает, когда надо хлопать, когда шуметь. И зрители покорно выполняют его команды. Таковы правила игры.
В политических ток-шоу аплодисменты на трибунах призваны акцентировать важность или остроту произнесенной кем-то из гостей фразы. Степень важности опять-таки оценивает ассистент. Это прямо как в ситкомах (комедиях ситуаций), где закадровый смех дает понять, что зрителю только что "сделали смешно". Иногда получается по-дурацки. Взять, к примеру, последний "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым". Там представители разных политических партий обсуждали итоги выборов в регионах. Жириновский обвинил партию Зюганова в политической проституции - зал дружно зааплодировал. Зюганов обвинил партию Жириновского в политической проституции - опять аплодисменты. Восторг понятен?.. Это я уж не говорю о многочисленных дневных ток-шоу, где аудиторией с радостью встречается каждая фраза. Даже если она не имеет абсолютно никакого смысла.
Конечно, раз уж люди собрались, они как-то должны обозначать свое присутствие. Но если вникнуть в смысл того, что говорят гости и соотнести с реакцией зала, то у нормального человека неизбежно возникнет вопрос: адекватная ли публика собралась на трибунах?
ШОУ ИГРАЮТ ЗРИТЕЛИ
Но особенно меня умиляет аудитория шоу "Минута славы" на Первом канале, состоящая, кажется, исключительно из длинноногих модных девиц (такого эффекта, во всяком случае, добивается операторская группа) и некоторого количества раскрепощенных молодых людей. После каждого номера программы они в едином порыве вскакивают с мест, ликуют, воздевают руки к небу, размахивают огромными российскими триколорами. Родные, что случилось? Наши у сборной Бразилии в футбол выиграли? Хохлы Крым вернули? Нет, все это бурное ликование с элементами национальной гордости вызвано тем, что врач-терапевт из Казани умело имитирует повадки павлина, охранник из Чебоксар способен одновременно играть на гитаре, губной гармошке и чеканить мяч, а домохозяйка из какого-то еще провинциального городка как две капли воды похожа на Пугачеву. И, правда, вот радости-то! Особенно для всех этих девиц, главные жизненные ценности которых сосредоточены в глянцевых гламурных журналах.
С другой стороны, как некогда говаривал Бальзак, обряди Аполлона Бельведерского в костюм водоноса, что останется от великого творения? Убери из "Минуты славы" всю эту мишуру, ликование, девиц, что получится в итоге? Конкурс самодеятельности в провинциальном ДК? Приснопамятная передача "Алло, мы ищем таланты"? Но уж не суперзрелище на главном канале страны - точно. Как свита играет короля, так и зрители - шоу.
Но, к слову сказать, даже и без учета аудитории "Минута славы" производит странное впечатление. Создатели, анонсируя программу, утверждают, что проводили отборочные туры по всей России. Интересно, какими принципами они при этом руководствовались? Я, при всем моем страстном желании, угадать их не смог. Среди участников оказались и подготовленные опытными педагогами полупрофессиональные хореографические коллективы - из числа тех, что раньше выступали в "Утренней звезде". И откровенные дилетанты, прежде поражавшие своими талантами лишь соседей во время застолий (их появление было бы гораздо уместнее в рубрике "Слабо?" в программе "Сам себе режиссер"). И просто спортивные люди, хорошо владеющие своим телом. Лишь два-три участника шоу были действительно уникальны. Про остальных хотелось спросить: и это все, чем богат наш народ? Этот мужик, похожий на Пьеху? Эта тетка, отбивающая чечетку?
ДРУГОЙ МИР
В среду программа "Время" показала большой сюжет, посвященный Международному дню больных синдромом Дауна. Очень хороший сюжет, светлый. Авторы рассказали, что с этим страшным диагнозом по статистике рождается каждый 700-й ребенок, независимо от страны проживания и социального статуса семей. У нас в роддомах убитым горем родителям сразу же предлагают отказаться от больного младенца. Многие соглашаются. Но вообще-то, как их называют, дауны - добрые, открытые люди, которым незнакомо притворство, зависть, ложь. Они замыкаются в своем мирке, чтобы не было больно из-за насмешек и косых взглядов. И обществу они, конечно, не нужны. В обузу. Но есть люди, которые посвятили даунам жизнь. Не врачи, не сиделки. А режиссеры, хореографы. Нормальные, между прочим, люди. Нормальные ли? Вот человек поставил с даунами спектакль по Гоголю. Отличие от любой другой самодеятельности в том, что здесь актеры-любители текст запоминают по пять-шесть месяцев, внятно произносить фразы учатся по два-три года. Но они сделали это! И вот теперь на своем маленьком конкурсе самодеятельности показывают самый настоящий спектакль!
А вот девушка блестяще танцует латиноамериканский танец. Не хуже, чем звезды в популярном телевизионном шоу. Только музыку она почти не слышит. И партнера почти не видит. И танец этот она осваивала не под прицелами кинокамер на протяжении месяца, а годами в неказистом актовом зале спецшколы для больных. И по телевизору ее больше не покажут. Не Собчачка же. Ну разве что только через год. В очередной их Международный день. И аплодируют ей не тысячи нарядных молодых людей, а те же врачи, педагоги, родители и их товарищи по несчастью. Да и флагами они не машут, хотя тут они были бы гораздо уместнее, чем при явлении народу двойника Пугачевой. Потому что этот танец - подвиг.
Но девушка счастлива. И это видно даже по ее искаженному болезнью лицу. Это ее минута славы.