Золушка полюбит летчика

«Труд-7» выбрал из более чем сотни событий наиболее интересные

В этом году Международный Чеховский фестиваль пройдет с 25 мая по 31 июля. И хотя до его начала еще два месяца, программа уже давно известна, а билеты поступили в продажу. «Труд-7» выбрал из более чем сотни событий наиболее интересные

«Эоннагата»

Режиссер Робер Лепаж, театр «Сэдлерс Уэллс» (Великобритания) совместно с Ex Machina (Канада) и Sylvie Guillem (Великобритания)

Танцевальный спектакль о жизни Шевалье д’Эона — солдата, шпиона, трансвестита и дипломата, бывшего одного время фаворитом при дворе французского короля Людовика ХV, а позже вошедшего в доверие к российской императрице Елизавете Петровне.

Первую половину своей жизни этот человек прожил в мужском обличье, вторую — в женском. Сразу на память приходят пьеса Дэвида Хенри Хвана «М. Баттерфляй» и фильм по ней Дэвида Кроненберга со сходной интригой о певице пекинской оперы, оказавшейся мужчиной-разведчиком. Восточная ассоциация присутствует и в спектакле Лепажа, название которого напоминает японское слово «оннагата» — так называют актеров-мужчин, играющих женские роли в традиционном театре кабуки.

На сцену выйдут трое: режиссер с мировым именем Робер Лепаж, танцующий хореограф Рассел Малифант и легендарная балерина Сильви Гиллем. Робер Лепаж впервые выступит как заправский танцовщик, а балетные звезды заговорят, словно драматические актеры.

«Золушка»

Хореограф Мэтью Борн, компания New Adventures (Великобритания)

Всемирно знаменитый балет Сергея Прокофьева в интерпретации культового английского хореографа, уже приезжавшего на Чеховский фестиваль с «Лебединым озером» и «Портретом Дориана Грея». Постановщик оттолкнулся от того, что свою музыкальную сказку композитор сочинял во время Второй мировой войны, и перенес действие в военный Лондон 1940 года, посвятив спектакль 70-летию первой бомбардировки Лондона германскими нацистами.

По словам самого Борна, в то время, когда на Лондон по ночам падали бомбы, его бабушки и дедушки, а также родители жили в Ист-Энде, наиболее пострадавшем от налетов районе столицы, и «Золушка» — дань глубокого уважения к ним.

Героиня предстает чуть ли не беспризорницей, а ее возлюбленный — бравый летчик королевских ВВС. И разлучает их не бой курантов в бальном зале, а сигнал боевой тревоги. Действие стилизовано под кинематограф той поры, и весь спектакль пропитан ностальгией по колориту далеких 40-х.

«Biped», «Xover», «Тропический лес»

Хореограф Мерс Каннингем, «Мерс Каннингем Данс Компани» (США)

Программа, состоящая из трех одноактных балетов Мерса Каннингема. Великий хореограф и танцовщик был лидером американского танцевального авангарда. Созданная им в 1953 году труппа «Мерс Каннингем Данс Компани» сохранила стиль и технику, а также сам подход к театральному пространству и движению, выработанный ее основателем.

Не зря с именем Каннингема так тесно связаны имена культовых персонажей конца ХХ века. Так, балет «Xover» поставлен на музыку композитора-реформатора Джона Кейджа, а в спектакле «Тропический лес» использовано оформление Энди Уорхола, основателя поп-арта.

Но какие бы радикальные выразительные средства ни использовались — вплоть до резких электронных шумов или столкновения двух музыкальных пьес, танец Каннингема поражает неизменной красотой. Зрителям представится возможность впервые увидеть постановки Каннингема, которые его труппа никогда не исполняла в России. К сожалению, эта возможность окажется и последней — согласно завещанию мастера, скончавшегося летом 2009 года, его труппа должна отправиться в двухгодичную гастрольную поездку, так называемое «Турне наследия», а затем прекратить свое существование.

«Буря»

Режиссер Деклан Доннеллан, театр «Ле Жемо» (Париж), театр «Чик бай джаул» (Лондон)

Британец Деклан Доннеллан — постоянный участник Чеховского фестиваля и главный спец по Шекспиру. В своем театре «Чик бай джаул» он ставил «Отелло», «Меру за меру», «Как вам это понравится», а на Чеховский фестиваль привез новую постановку по пьесе Шекспира.

«Буря» — российский проект Доннеллана. Репетиции проходили в Тверской области, а все роли исполнили российские актеры: Михаил Жигалов, Игорь Ясулович, Александр Феклистов, Александр Леньков. «Мне нравится сочетание русской актерской школы и шекспировских пьес», — признается Доннеллан.

«Черная вуаль священника»

Режиссер Ромео Кастеллуччи, театр «Общество Рафаэля Санцио» (Италия)

Ромео Кастеллуччи — выдающийся театральный провокатор. На его спектаклях половина зала самоотверженно аплодирует, а другая кричит актерам бранные слова. «Черная вуаль священника», навеянная рассказом писателя-романтика Натаниэля Готорна, не стала исключением.

«Неподвижные пассажиры»

Режиссер Филипп Жанти, театр «Компани Филипп Жанти» (Париж)

Филипп Жанти, французский театральный режиссер и кукольник, в своих спектаклях синтезирует элементы драмы, пантомимы, современного танца и вокала, создавая на стыке искусств волшебные образы.

«Меньше всего на свете я хотел бы растерять свою поэтическую силу», — говорил о своем творчестве сам Филипп Жанти. Его последняя постановка «Неподвижные пассажиры», пожалуй, самая поэтичная из его фантазий. Это возвращение к спектаклю и темам 15-летней давности. Режиссер исследует потусторонний мир грез и фантазий, рассказывая историю шести персонажей, пустившихся в одиссею сквозь время и пространство. Они пересекают границы видимого мира, превращаясь из людей в чувства и состояния.

«В 1996–1997 годах „Неподвижным пассажирам“ предстояло совершить странствие по всему миру. Теперь, когда оглядываешься на прошлое, эти темы кажутся еще более современными. Они еще сильнее взывают ко мне, провоцируют меня, заставляют подвергнуть их более глубокому изучению, продолжить некоторые сюжетные линии, переместить часть сценического действия за пределы океанов и пустынь», — рассказал Жанти.