О ЖИДКИХ ЩАХ И МЕЛКОМ ЖЕМЧУГЕ

Общепризнанно, что важным показателем уровня жизни населения любой страны являются

Общепризнанно, что важным показателем уровня жизни населения любой страны являются характеристика домашнего имущества, имеющегося в семьях, его структура и качество. Речь идет об обеспечении российских семей основными товарами длительного пользования, необходимыми для нормальной жизни. Как показывают данные регулярных опросов ВЦИОМ, на протяжении 90-х годов теперь уже прошлого столетия средние показатели обеспеченности российских семей домашним имуществом несколько возросли, но кардинальных изменений на этот счет не произошло. Исключение составляют лишь относительно новые для нашего отечественного потребителя такие товары, как видеомагнитофон и микроволновая печь. В начале 2001 года в среднем хотя бы один цветной телевизор был в 83% семей, один пылесос - в 62% семей, видеомагнитофон - в 33% семей, хотя бы один автомобиль - в 22% семей (причем в основном это автомобили, купленные на вторичном рынке). Теперь в 5% семей дома есть хотя бы один компьютер, у 4% - видеокамера.
Однако за этими средними показателями скрывается значительная разница между низкодоходными и высокодоходными семьями. Первыми мы называем 20 процентов семей, имеющих наименьшие среднедушевые доходы, а высокодоходными - соответственно 20 процентов наиболее обеспеченных семей. Так вот, последние из списка 20 предметов домашнего обихода1 имеют 7 предметов, а наименее обеспеченные - менее 4.
Важно и другое обстоятельство. В основном парк домашнего имущества у нас довольно старый. Большинству российских семей за всю вторую половину 90-х годов удалось приобрести только один какой-либо предмет домашнего обихода, и чаще всего это был цветной телевизор. Представители высокодоходных семей за этот же период смогли приобрести в среднем 2-3 товара длительного пользования. Доля семей, вообще не делавших дорогостоящие покупки, за последние шесть лет в высокодоходных семьях в среднем более чем вдвое ниже по сравнению с остальным населением страны. По отдельным видам товаров разрыв гораздо более значительный: в высокодоходных семьях доля приобретенных после 1995 года видеомагнитофонов выше в 4 раза, автомобилей и компьютеров - в 5-6 раз.
Таким образом, данные опросов наглядно демонстрируют усиливающуюся дифференциацию имущественного положения российских семей.
1 В список включены: цветной телевизор, фотоаппарат, радиочасы, миксер, электродрель, стереосистема, проигрыватель компакт-дисков, холодильник, стиральная машина, морозильник, микроволновая печь, видеомагнитофон, видеокамера, пылесос, компьютер, автомобиль (купленный новым или подержанным), дача, дом в деревне, участок для выращивания овощей.