05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МУРТАЗА РАХИМОВ: "НАМ ВСЕМ НАДО СОБИРАТЬ РОССИЮ"

Семенов Михаил
Статья «МУРТАЗА РАХИМОВ: "НАМ ВСЕМ НАДО СОБИРАТЬ РОССИЮ"»
из номера 072 за 24 Апреля 2002г.
Опубликовано 01:01 24 Апреля 2002г.
15 марта 2002 года Верховный суд Башкирии по предложению заместителя Генпрокурора РФ признал ряд статей Конституции республики противоречащими Основному закону России и федеральному законодательству. Реакция оказалась неоднозначной. В дискуссии участвует и президент республики Муртаза Рахимов.

- Каково ваше отношение к решению Верховного суда республики?
- Решение пока не вступило в силу. Оно должно пройти через Верховный суд Российской Федерации, так как обе стороны его обжаловали - Госсобрание РБ и Генпрокуратура, никто не доволен в полной мере решением суда. Истина, видимо, где-то посередине.
При этом я всегда считал и считаю, что положения Конституции Республики Башкортостан должны рассматриваться или в согласительном порядке, или в Конституционном суде. Суды обычной юрисдикции загружены работой по уголовным и гражданским делам. К исследованию конституционной материи, проблем государственного строительства, требующих особой квалификации и деликатного отношения, суды общей юрисдикции пока еще не готовы. Согласен с президентом России Владимиром Путиным, который, обращаясь с посланием к Федеральному Собранию, подчеркнул необходимость четкого разделения компетенции между разными судами. Судебную систему просто дискредитирует то, что сплошь и рядом один и тот же спор рассматривается в разных судах, которые к тому же очень часто принимают противоположные решения... Добавлю от себя, что проблемами госстроительства должен, на мой взгляд, заниматься Конституционный суд. А в нашем случае получается, что суд общей юрисдикции принял решение, которое должно быть в компетенции Конституционного суда РФ.
- В процессе оспаривания отдельных статей республиканской Конституции прокуратура увидела противоречия и в двустороннем договоре, поставила под сомнение некоторые его нормы. Хотелось бы знать о вашем отношении к проблеме.
- Договор - исторический элемент отношений Башкортостана и России. Они возникли не сегодня, а ведут начало еще с тех времен, когда в XVI веке предводители башкирских племен пришли к Ивану Грозному с предложением о добровольном вхождении в состав Русского государства...
Договор 1994 года - одна из форм организации страны на федеративной основе. При этом тогдашнее заключение договоров - совместная инициатива регионов и центра. Статьи 5, 11 Конституции РФ предусмотрели необходимость договорных отношений. Мы серьезно подошли к этому вопросу, полгода обсуждали проект договора с федеральным центром, а также принципы разграничения полномочий. Претензий к нам тогда высказано не было. Что касается нашей Конституции, в ней нет ни одного положения, не основанного на договоре, соглашениях, других совместных документах.
- Время-то идет, меняется ситуация в стране. Президент России в своем нынешнем послании Федеральному Собранию заявил о необходимости дальнейшего упорядочения взаимоотношений между уровнями власти, определенно сказал и о необходимости совершенствования практики заключения договоров между центром и субъектами Федерации. Думается, этим и продиктовано решение Верховного суда Башкирии...
- Конечно, могут возникнуть какие-то формальные расхождения норм нашей и федеральной Конституции. Но здесь нет чьего-то злого умысла. Тот же суверенитет Башкортостана был прописан в Федеративном договоре, подписанном в марте 1992 года. Этот договор нашу республику центр заставлял подписать едва ли не силой. Между прочим, Верховный Совет Башкортостана был против подписания Федеративного договора в первоначальном виде, и мы его подписали лишь с оговорками в виде отдельного приложения.
- Кстати, вот еще один "противоречивый" момент. Известно, что главам регионов можно избираться на два и некоторым - не более чем на три срока. Муртаза Губайдуллович, сколько раз по новой редакции вашей Конституции может избираться президент РБ?
- В действующей редакции Конституции записано, что продолжительность пребывания одного лица на посту президента определяется федеральным законодательством. Мы уже убедились, что это было сделано правильно: за последнее время Государственная Дума уже несколько раз меняла свое мнение по этому вопросу.
Вообще же, полагаю, народ должен сам решать, сколько и кто должен работать во главе региона. Для этого существует демократический институт выборов. Трудно понять логику федерального законодателя: с одной стороны, нас не признают в качестве суверенных субъектов, с другой - предъявляют такие же требования, как к суверенным государствам, где пребывание первого лица на своем посту обычно ограничено двумя сроками...
- Весьма непростая проблема - межбюджетные отношения центра и регионов. Тут тоже идут споры, ведь пересекаются экономические интересы. Однако они должны быть общими, ведь мы - единое государство. Какова ваша позиция?
- Часто приходится слышать, что укрепление вертикали власти связано с сужением полномочий регионов и расширением компетенции центра. В принципе это можно понять - сегодня идет поиск оптимальной модели управления огромной страной. Беда в том, что этот поиск происходит при отсутствии вполне ясной концепции дальнейшего развития федеративных отношений. Каждая ветвь, каждый орган федеральной власти проблему взаимоотношений с субъектами Российской Федерации рассматривает через призму своих узковедомственных интересов. Например, прокуратура настаивает на формальном соответствии системы законодательства. При этом отрицается любой, в том числе положительный, опыт правотворчества субъектов страны. В результате появляются правовые пробелы. Экономические последствия своих действий Генпрокуратура не просчитывает. А реальные потери, социальные последствия нестабильности законодательства перекладываются на плечи субъектов Российской Федерации...
Нам всем надо собирать Россию. Страна только сейчас начинает жить по мировым правилам, собирается вступать во Всемирную торговую организацию, пускает к себе международные корпорации. А Россия уже не Советский Союз, никаким железным занавесом не закроешься. Если наши товары не будут конкурентоспособными, а экономика - в упадке, то на мировом рынке делать нам будет нечего. Поэтому необходимо как можно скорее привести наше большое хозяйство - Россию - в порядок.
- Каковы будут дальнейшие действия Башкортостана?
- Пока мы стараемся убедить центр, что наша экономическая независимость и своя исторически сложившаяся государственность - не угроза России, а основа ее мощи. В любом случае изменить Конституцию за один день невозможно. Делается это не путем бомбардировки прокурорскими протестами, а на согласительной основе. Над ней же сотни людей месяцами работают, одни положения проходят через Госсобрание, а некоторые - через референдум. Но пока получается, что один судебный чиновник может принять решение, которое перечеркивает то, что юристы и законодатели вырабатывали месяцами.
Нам необходим такой суд, который уважают и в стране, и в мире, подчеркнул Владимир Путин в послании Федеральному Собранию. Президент России обратил внимание на работу по модернизации судебно-правовой системы. И я снова согласен с ним. Давлением, угрозами ни одну проблему не решить. Мы всегда считали, что все вопросы должны решаться с учетом интересов обеих сторон.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников