К НАШИМ РОДНИКАМ

- Александр Порфирьевич, осталось ли что "за кадром" того паломничества?
- Группа

- Александр Порфирьевич, осталось ли что "за кадром" того паломничества?
- Группа добиралась до Святой Земли через Египет. Была проблема не только с вылетом в Израиль - в Каире неизвестные нас обстреляли, но, к счастью, никто не пострадал. С нами был тогда видный православный иерарх, епископ Василий Родзянко, ныне покойный. Помню, спросил его, как молиться в момент крайней опасности. Он ответил: "Прикрой глаза и скажи: "Господи, Ты меня ведешь, Ты меня и выведи"... Уже после открытия памятника по Неугасимой лампаде стреляли. Почти пудовую дверцу из бронированного стекла для ниши я сам привез из Санкт-Петербурга. У ненавистников духовного пробуждения России нашлось какое-то сильное оружие - кусок-таки вырвало из дверцы. А лампада осталась цела.
- Наша с вами беседа пришлась на дни Великого поста. А постятся ли сенаторы?
- Такие люди есть, но в общем-то религиозность и пощение они не афишируют. Заметил: воздержание идет на пользу. По ряду причин сам я в этот раз не брал благословения на пост. Последовал правилу - не должно возлагать поста, превышающего силы...
- Три месяца назад, будучи избранным заместителем председателя нашего сената, вы взяли на себя обязанность налаживать взаимодействие Совета Федерации с общественными организациями и религиозными объединениями. Почему?
- Я родился на Камчатке, русский, православный. Не скажу, что родители, служащие, были религиозными, но православные традиции почитали. Во всяком случае, они считали, что дети должны быть крещеными. Мне нередко предоставлялся случай помочь нашей Церкви, конкретным людям разных верований - и я старался это делать. Надеюсь, опыт работы в администрации президента России, в аппарате правительства, в Центральном банке теперь поможет мне вносить свою лепту в совершенствование отношений государства и религиозных объединений.
- Как в целом вы бы оценили уровень этих отношений?
- Вам приходилось переезжать из квартиры в квартиру? А тут огромное государство из атеистического переходит в веротерпимое, так что не счесть проблем. Вернуться же к нашим святым духовным родникам, как отмечал президент Владимир Путин, нам "очень важно, очень полезно и очень своевременно". За 10 лет общими усилиями верующих и государства в духовной сфере уже немало сделано, удалось подготовить площадку для выстраивания в XXI веке полнокровных государственно-конфессиональных отношений.
- Вашими бы устами... Но вот вступили в силу Налоговый и Земельный кодексы - и уже слышишь, что в пору хоть снова заколачивать храмы.
- Насколько знаю, стараниями Минфина на религиозные организации, прежде всего на РПЦ, была наброшена серьезная материальная узда. Надеюсь, вновь возникшие проблемы разрешатся в пользу верующих. Думаю, говорить о возможности пополнения нашей госказны за счет религиозных организаций можно будет только лет через 20-30, когда они экономически окрепнут, восполнят урон, понесенный ими за 70 лет преследований и гонений.
- В правительстве специальная рабочая группа готовит предложения по внесению изменений и поправок в действующее религиозное законодательство. Закрытость этой работы, естественно, порождает слухи.
- Но это же разумно - ни к чему прежде времени возбуждать эмоции в религиозных сообществах. Уверен, что новации будут способствовать улучшению отношений конфессий друг с другом и с государством. Позволю себе лишь одно свое пожелание этой рабочей группе. Поскольку сейчас немало россиян покидают страну, переселяясь в дальнее зарубежье, и учитывая нелегкую судьбу русскоязычных людей в странах Балтии, в Средней Азии и Казахстане, обновленный Федеральный закон должен стимулировать деятельность Русской православной церкви по духовному окормлению выходцев из России.
- А с законопроектом "О традиционных религиозных организациях Российской Федерации" вы знакомы?
- Я и с его автором давно знаком и, пользуясь случаем, хотел бы выразить депутату Государственной Думы Александру Чуеву свое уважение. Предлагаемый им проект закона как раз направлен на гармонизацию межрелигиозных отношений. Чтобы он стал таким, над ним, на мой взгляд, надо еще немало потрудиться. Наши православные люди живут не в изолированном мире, и сейчас не только Русская Церковь активно развивается, но и другие ведущие конфессии. Поэтому автору законопроекта следует постоянно помнить о принципе "не навредить".
- Нынче никак не обойти вопрос об обострении православно-католических отношений...
- Если следовать букве закона, то католики, как и представители других религий, могут создавать в России свои централизованные структуры. Но очевидно и другое: вопреки успокаивающим заявлениям новоиспеченного католического митрополита борьба за прихожан из числа русского населения ведется упорная и небезуспешная. Католические священники, подавляющее большинство которых - иностранцы, действуют на территории, население которой исконно окормляла Русская православная церковь, достаточно бесцеремонно. Их "миссионерство" более похоже на необъявленную войну против православия, и потому число проблем, порожденных Ватиканом, растет. Их разрешение - в руках священноначалия, прежде всего Святого престола. Однако и государство не может оставаться пассивным зрителем. Политика царского правительства была мудрее - оно доступными ему средствами оберегало традиционные духовные ценности российских народов. Может, стоит обратиться к историческому опыту?
- Ватикан не скупится на деньги для развития католических структур в России. Можно ли уповать нашим ведущим религиозным объединениям на финансовую поддержку государства?
- Наше государство сейчас настолько бедное, что и Русской Церкви, и другим конфессиям не время рассчитывать на прямую финансовую помощь с его стороны. Вместе с тем я разделяю идею одного из православных иерархов: при определенных условиях Церковь могла бы взять на себя решение ряда социальных проблем населения. Скажем, едва ли не острейшая - катастрофическое старение наших сограждан, рост числа пенсионеров, инвалидов, немощных. Строить дома для престарелых? А, может, лучше поручить Церкви заботу об этих людях? Например, в Костромской епархии, которой управляет архиепископ Александр, в одном из монастырей открыта богадельня, где под сенью креста престарелые люди спокойно и достойно доживают свой век, заботясь друг о друге.
- Что это за "определенные условия", упомянутые вами?
- Льготное налогообложение и, конечно, разумно составленные бюджеты на регинальном уровне, развитое самоуправление. Словом, сложение возможностей Церкви и государства для снятия острых социальных вопросов...
- А какова роль собственно Совета Федерации в государственно-конфессиональных отношениях?
- Главное - законотворческий процесс. Мы также планируем создать в палате совет или экспертную группу для изучения тех нужд конфессий, разрешение которых зависит от государства. Нам хотелось бы, чтобы, как и от Госдумы, в правительственную Комиссию по религиозным объединениям вошел представитель нашего сената.