06 декабря 2016г.
БАЛЛОВ

СИМФОНИЯ НЕБЕСНЫХ СТРУН

Лескова Наталия
Опубликовано 01:01 24 Апреля 2003г.
В одном из ведущих астрономических журналов Европы Monthly Notices of the Royal Astronomical Society опубликована статья группы российских и итальянских астрономов под руководством профессора МГУ Михаила Сажина, обещающая явить миру научную сенсацию.

Согласно уверениям астрофизиков, им, возможно, удалось обнаружить уникальный объект - так называемую "космическую струну", о существовании которой уже много лет спорит научное сообщество.
За комментарием мы обратились к руководителю отдела релятивистской астрофизики Государственного астрономического института имени Штернберга РАН, доктору физико-математических наук Михаилу Прохорову. Он рассказал нам, что открытие сделано в обсерватории Чили. Итальянские и российские ученые проводили там обзор неба для выявления так называемых "гравитационных линз". Эти объекты можно засечь по двойным изображениям далеких галактик, которые появляются за счет того, что на пути лучей света попадаются тела, искривляющие пространство. Группа профессора Сажина зарегистрировала четыре таких образования. Однако один из объектов, которому дан номер CSL-1, не вписывался в общую схему "двойного линзирования". Почему-то изображение небесного "двойника" оказалось не искаженным, как это бывает в подобных случаях, а сам линзирующий объект вообще обнаружен не был. Что же это за таинственное "зеркало"?
Астрономы предположили, что имеют дело с так называемыми "космическими струнами", существование которых предсказал в 1976 году британский физик Томас Киббл, а их теория была развита советским астрономом Яковом Зельдовичем в 1981 году. Практического подтверждения эта теория по сей день так и не получила, но, похоже, такая надежда забрезжила.
Что такое "космические струны"? Каковы их свойства? Это складки пространства, "космические рубцы", как гласит гипотеза. Их плотность столь велика, что участок такой струны длиной около километра обладает массой, превышающей земную, поэтому им удается искривлять пространство сильнее, чем какому-либо другому из известных небесных тел.
Эффект попадания в "зону" действия такой струны непредсказуем. Поскольку "пространство-время" вблизи них сильно искривлено, возможен, например, моментальный перелет в любую точку Вселенной, перенос в прошлое или будущее, или вообще в параллельные миры...
Однако все эти предположения не могут даже всерьез обсуждаться до тех пор, пока не будет проведена серия наблюдений с большим пространственным разрешением, например, на космическом телескопе Хаббла, считают наши собеседники. А это крайне дорогостоящее мероприятие, которое к тому же вряд ли актуально сегодня для страны, владеющей этим телескопом, - США.