ХОРОШЕГО МОЛОКА МНОГО НЕ БЫВАЕТ

Долгожданная весна на этот раз припозднилась. У людей сказывается затянувшаяся утомляемость и обычный в это время года авитаминоз. Так что нынешнее наращивание "Ростагроэкспортом" объемов производства молочной продукции с плодово-ягодными добавками как нельзя кстати. Второй год подряд Госстандарт присваивает этому предприятию звание лауреата конкурса "100 лучших товаров России". Диплом и Золотой знак за глазированные сырки президенту компании Юрию Изачику вручал председатель Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков.

Примечательна история лауреата. Предприятие появилось в теперь уже далеком 1993-м. Его создали три врача-коллеги: терапевт Борис Александров, доктор медицинских наук Юрий Изачик и хирург высшей квалификации Леонид Мекиртумов. Когда-то вместе они окончили Первый московский мединститут и с тех пор идут по жизни рядом.
Так случилось, что однажды по своим делам коллеги оказались на мясокомбинате имени Микояна. Там и увидели, что в магазине толпится народ. Это удивило. С началом реформ очередей уже нигде не было. Поэтому полюбопытствовали, что же такое необычное здесь "дают". Выяснилось: "давали" сметану. Закупая скот, заготовители комбината заодно прихватывали и сметану. Без посредников она выходила дешевле, чем в других магазинах. Но дело было не только в цене. Ведь эта сметана была свеженькая, неразбавленная. Деревенская!
Врач Антон Павлович Чехов стал писателем. А наши коллеги-медики занялись бизнесом. И не потому, что на зарплату врача детям мороженого не купишь. Не потому, что наших сограждан мучил жгучий вопрос: как выжить? Это был тот случай, когда у людей проклюнулся интерес к новому делу. На старте у них было многое: природный интеллект, богатые знания, молодость и, главное, - огромный творческий потенциал, который и до сих пор не иссяк. Начатое десять лет назад дело они не бросают.
Многие из нас помнят, как в девяностые годы создавались и тут же лопались бесчисленные фирмы и фирмочки, товарищества с ответственностью ограниченной и вовсе без всякой ответственности. Некоторые "крутые" поначалу бизнесмены, наварив кругленькую сумму, отошли в тень, а то и вовсе отскочили за бугор. Но ведь не все же меряется рублями да долларами. Есть и иная мотивация. Живы, живы еще и творческие порывы, и стремление реализовать себя, стать общественно полезной личностью.
Производство, например, того же глазированного сырка сравнимо с настоящим искусством. Создание этого сладкого "шедевра" с сине-серебристым дизайном начиналось в малогабаритной квартире. Это сейчас в компании работают 700 человек, высятся современные цеха и радуют глаз просторные офисы. А у истоков были бессонные ночи за кухонным столом, на пестрой клеенке которого уживались стопка специальной литературы, аптекарские весы и масса всяких баночек с так называемыми ингредиентами.
В "Ростагроэкспорте" прямо-таки царит культ качества. Недавно завод освоил выпуск еще одного вида продукции. Это - пятипроцентный диетический сырок, калорийность которого в два раза меньше обычного. В этом его уникальность. На первый взгляд этот сырок - сама простота. Сливочное масло смешивают с сахаром, добавляют к творогу и заливают шоколадной глазурью. Но необходимым качеством используемого творога является его пластичность, то есть отсутствие крупки, или комочков. При несоблюдении этого параметра творог набирает кислотность и приобретает дрожжевой вкус. Для решения этой проблемы технологи завода разработали оригинальную технологию производства собственного творога с использованием новых заквасок.
Благодаря закупке высококачественного какао и собственной технологии цвет и вкус глазури в "Ростагроэкспорте" не отличается от шоколада, у нее глянцевая поверхность, особая хрупкость, и она не тает в руках.
Новый сырок весит прежние 50 граммов, только уже не из-за жира, а за счет белка. Благодаря большому количеству белка диетический сырок хорошо усваивается пожилыми людьми. Содержащиеся в нем соли калия и кальция способствуют жизнедеятельности и росту детского организма.
Как известно, в наше время у каждого пятого ребенка что-нибудь да вызывает аллергическую реакцию.
- А откуда берется аллергия, знаете? - просвещала меня в цехе шоколадной глазури Надежда Изачик, заведующая лабораторией предприятия "Ростагроэкспорт". - Некоторые дети не усваивают молоко, их желудок не воспринимает молочный сахар. У других - желудок не воспринимает молочный белок. Ставшая ныне печально известной аллергия - это следствие потребления продуктов с различными консервантами. Вот почему так важно, вторгаясь в мир микробиологии с его причудливыми формулами, знать наперед, к чему могут привести бесцеремонные замены составляющих его длиннющих молекулярных цепей.
Вначале бизнес отважных предпринимателей был примитивным, как и вся постперестроечная действительность. Подписали договор с подмосковным совхозом, арендовали рефрижератор и стали возить сметану в Москву. Подзаработав немного денег, занялись производством.
- Весь свой тогдашний ассортимент, шоколадное масло и сырки, делали вручную, - вспоминает Борис Александров. - Потом в складчину за тысячу долларов купили машину, чтобы размешивать массу. Хорошую купили машину, итальянскую.
Дело пошло веселее, когда у соучредителей появилось собственное место в г. Пушкино. Рядом - совхоз "Зеленоградский". Теперь молоко поступает с фермы, расположенной в двух километрах. О таком коротком "плече" от коровы до завода можно было только мечтать. Продукт изготавливается на парном молоке. Сырье не задерживается в цехах, оно проходит технологическую цепочку без простоев в подсобках и холодильниках.
В распоряжении предприятия скважина с артезианской водой в экологически чистом горизонте подземного водного бассейна на глубине 150 метров. Процесс производства являет собой замкнутый цикл. И вот результат: продукция без консервантов, с длительными сроками хранения, в удобной и красивой упаковке. В экспертизе качества участвуют 15 человек, и, если хотя бы у одного из них возникает сомнение, конвейер приостанавливается для устранения недостатков.
На предприятии сумели собрать под одной крышей опытных профессионалов. Компания старается предвосхищать потребности рынка. Точные прогнозы обеспечивают дипломированные сотрудники отдела маркетинга. Оборудование соответствует мировым стандартам, а сами машины обслуживают специалисты, прошедшие подготовку в Германии, Франции и Швейцарии. Работают и профессиональные технологи. Когда пошел отток русскоязычного населения из Туркмении, все технологи одного из предприятий города Мары перебрались в Пушкино.
"Ростагроэкспорт" сегодня - это крупная компания, занимающаяся выпуском глазированных сырков, плавленых сырков, сметаны, творожной массы. Она успешно работает на рынках столицы, Подмосковья, других регионов. В самом названии фирмы заложена идея экспорта. Борис Александров рассказал, например, о том, как подмосковные сырки вытеснили на Брайтон Бич аналогичную продукцию американских производителей.
Среди наград, которыми отмечены руководители предприятия, особое место занимают два церковных ордена, полученных за восстановление церкви, построенной в ХIХ веке в Филях известным меценатом Солдатенковым, и возведение рядом со старой церковью нового храма и часовни. Такое вот гармоничное сочетание наград за успехи в производстве и благотворительность.
Сейчас "Ростагроэкспорт" работает над дальнейшим продвижением своей торговой марки на рынок, занимается исследованиями потребительского спроса и расширением реализации готовой продукции. У компании большие планы... Но давайте немножко подождем. Пусть это будет вкусным и полезным сюрпризом.