ПРАВОСЛАВНЫЙ ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

28 АПРЕЛЯ, ПОНЕДЕЛЬНИК
Неделя после праздника Пасхи носит название Светлой. Отцы Церкви и

28 АПРЕЛЯ, ПОНЕДЕЛЬНИК
Неделя после праздника Пасхи носит название Светлой. Отцы Церкви и ее правила повелевают верующим в течение всей Светлой седмицы в храмах упражняться в пении духовном, радуясь и торжествуя о Воскресшем Господе. Богослужения на этой седмице совершаются при открытых Царских вратах - в знак того, что Господь Своим Воскресением открыл верующим двери рая. Ежедневно после литургии совершаются Крестные ходы, которые напоминают верующим о великом значении этих дней. В среду и пятницу этой недели совершенно упраздняется пост. На 28 апреля приходится память мучениц Василисы и Анастасии (ок. 68), учениц святых апостолов Петра и Павла.
29 АПРЕЛЯ, ВТОРНИК
На вторник Светлой седмицы ежегодно приходится празднование иконы Божией Матери, именуемой Иверская, явленной на Афоне.
30 АПРЕЛЯ, СРЕДА
Память преподобного Зосимы, игумена Соловецкого (1478). Подвижник пребывал на Соловецком острове, где проводил очень строгую жизнь.
1 МАЯ, ЧЕТВЕРГ
Празднование в честь Максимовской иконы Божией Матери. Богоматерь явилась в XIII веке предстоятелю Русской церкви митрополиту Максиму во время усердной молитвы, почему и на самой иконе изображена Она, представшая перед взором этого святителя. До революции икона принадлежала Церкви, но вплоть до сего дня она находится в Суздальском музее-заповеднике.
2 МАЯ, ПЯТНИЦА
Память иконы Божией Матери "Живоносный Источник" - переходящее празднование, которое ежегодно приходится на пятницу Светлой седмицы. Оно установлено в память обновления храма Пресвятой Богородицы "Живоносный (по-другому Живоприемный) Источник". После литургии совершается освящение воды.
3 МАЯ, СУББОТА
Обычно в субботу Светлой седмицы происходит раздробление и раздача верующим артоса, который в течение года, а иногда и большего времени, благоговейно сохраняется и вкушается как великая святыня прежде принятия другой пищи. Артос - слово греческое и в переводе означает хлеб. Это хлеб с изображением Воскресения Христова или Креста; он всегда освящается на Пасху, находится в храме всю Светлую седмицу, а во время Крестных ходов обносится вокруг храма. Исторически употребление артоса началось в подражание апостолам: привыкшие вкушать трапезу вместе с Господом, они и по Вознесении Христа отложили для Него часть хлеба, представляя Учителя как бы присутствующим среди них. Вместе с тем артос напоминает о том, что Христос Спаситель стал для нас истинным Хлебом Жизни.
4 МАЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ
Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Этот день является как бы повторением самого пасхального дня, отчего и называется Антипасхой, что в переводе с греческого означает "вместо Пасхи". В этот день обновляется память Воскресения Христова, то есть вспоминаются те события, при которых Христос являлся женам-мироносицам и апостолам. Неделей апостола Фомы воскресенье называется потому, что, как и прочим апостолам, в этот день Спаситель явился и Фоме (который ранее не поверил в Воскресение Христа) и произнес такие слова: "... блаженны невидевшие и уверовавшие". Христиане последующих времен не увидят уже Воскресения Христа Спасителя, но при наличии твердой и истинной веры в это все они могут достичь блаженства в Обителях Отца Небесного.
Подготовлено под редакцией архиепископа Владимирского и Суздальского ЕВЛОГИЯ.