УХАБЫ

ХРУЩЕВСКИЙ ОБРАЗЕЦ
Весна, распутица, дороги... При мысли, что придется снова ехать в

ХРУЩЕВСКИЙ ОБРАЗЕЦ
Весна, распутица, дороги... При мысли, что придется снова ехать в Москву по международной трассе "Украина", - содрогаешься. От Брянска до Калуги трясет примерно через каждые восемь метров на стыках бетонных плит и на всех без исключения мостах, а верст 30 от Калуги в сторону Москвы - и вовсе душераздирающая картина. Впечатление такое, будто здесь только что отбомбились вражеские ВВС. Турки, болгары, румыны, итальянцы едва ползут на фурах с выпученными глазами: такой трассы они не видали никогда.
40 лет назад строил это шоссе Никита Хрущев. Довел от Киева до своей родной Калиновки в Курской области и круто повернул на Москву. Тайны всех российских дорог зарыты в этой хрущевской трассе, но теперь их хранителей все меньше. Вот недавно из Брянска скрылся в Индии от своих кредиторов руководитель одной крупной дорожной фирмы, строивший развязки на МКАД. В свое время он тянул шоссе от Киева до Москвы и знает, почему под Калугой трасса разбита, а в Брянской области некоторые участки и через 40 лет будто новые.
Эти девственные участки - укор всем скептикам, уверяющим нас, что: 1) дороги в России плохи из-за сурового климата; 2) дорог нет, потому что нет денег; 3) нужно использовать асфальт, а не бетон, потому что 95 процентов дорог во всем мире - асфальтовые. Климат у нас не суровее, чем в Финляндии или Канаде. Просто на дорожном строительстве разворовано столько миллиардов, что не снилось никакому Ходорковскому. А секрет сохранившихся участков дороги "Украина" прост: все делали как надо, по науке.
10 МИЛЛИОНОВ НА БУМАГЕ
Лет 15 назад в Брянской области ежегодно прокладывали по 300 километров дорог, сейчас - не больше 30. В некоторых российских областях еще хуже - остались одни "направления". Так вот: если бы сейчас страна строила дорог столько же, сколько в советские времена (о качестве помолчим), то пришлось бы тратить в год около 30 миллиардов долларов. Разумеется, раньше таких денег даже всемогущий Госплан отпустить не мог.
Знаете, во что по бумагам обходится прокладка километра обычной двухполоски? В десять миллионов рублей. Почему? На каждом этапе, начиная с карьера для добычи щебня, одни дают, а другие получают "откаты". Не случайно же укоренился термин "дорожная мафия".
Знающие люди с намеком шепнули: "Разузнайте, сколько денег областного дорожного фонда тратится на строительство, а сколько на содержание сети". Заместитель начальника Управления дорожного хозяйства области Евгений Евтеев сообщил, что из 596 миллионов на строительство затратят в 2004 году 50 миллионов, на ремонт - 150. А куда же пойдут 400 миллионов? Есть, оказывается, статья "содержание дорог". В основном эти средства списывают на разгребание снега и на "сеятеля", который посыпает большаки смесью песка и соли. А кто может подсчитать стоимость речного песка?
Управление дорожного хозяйства подчинено строительному департаменту областной администрации. В ее коридорах - все концы в воду. Мне так и не объяснили, почему область попала в черный список регионов, которым отказано в субвенциях на дорожное строительство. Калуге и Ярославлю дали по 200 миллионов рублей, Орлу - 160, а вот пять областей, в том числе Брянская, напрочь выпали. Может, были основания усомниться в целевом расходовании средств?
БЕЗДОННАЯ "ЯМКА"
В Брянской области 95 процентов дорог требуют восстановления. Федеральные трассы наполовину разрушены. Муниципальные дороги разбивают подвески легковушек за полгода. В Брянске их сеть - больше 800 километров, а на "ямочный" ремонт выделили только 20 миллионов, ну и еще на 10 миллионов построят аж версту нового покрытия. Беспросветность - гоголевская.
При воспоминаниях о богатом дорожном фонде начала 90-х годов у чиновников загораются глаза, а вот о качестве строительства рассуждают неохотно. Начальник управления ЖКХ Брянской администрации Александр Жигунов обрадовал: купили несколько машин, которые способны перерабатывать старый асфальт. Но революции не случилось. Теперь на месте ям появляются асфальтовые бугры, водители опять шлют проклятия. Сам Жигунов признает: "Нигде в мире нет понятия "ямочного ремонта".
Но для чиновников такой ремонт - возможность списания материалов и средств, "отмывание" денег.
Эксперимента ради я проехал по только что уложенному асфальту в районе Брянского телецентра. Выяснилось, что асфальт верхнего слоя должен содержать мелкий щебень, но его заменяют крупным. С пористостью борются вручную с десяток работниц, вооруженных "швабрами". После них остаются бугры. А зимой щербатую поверхность дороги добьет замерзшая вода.
С ликвидацией федерального дорожного фонда строительство автомагистралей в стране резко сократилось. Особенно сильно это ударило по территориальным дорогам. В некоторых областях под шумок наладили чиновничий рэкет. Брянский водитель показал мне бумагу, которую ему выписали на контрольно-пропускном пункте "Усвяты". Конституция гарантирует свободу передвижения, но из Смоленской области в Псковскую вы не попадете бесплатно. Перед машиной "усвятские шлемоносцы" опустят шлагбаум и потребуют 600 рублей "за проезд по платной автомобильной дороге общего пользования".
Как считает ректор Брянской инженерно-технологической академии Владимир Микрин, строителям давно пора оставить байки про суровый климат:
- Все дело в том, что ремонт на городских улицах проводится без проектов. Ни для кого не секрет, что стоимость материалов сильно завышается. Мы предлагали дорожникам минеральные порошки, предотвращающие разрушение асфальта, но ответ был такой: "Нам выгоднее щебень возить из Владивостока - мы его в смету закладываем..."
Этот "принцип", а попросту сказать, глупость в сочетании с развитыми хватательными рефлексами, превращало строительство в способ слабо учитываемых заработков. К собственно дорогам это не имеет отношения.
НАШ КОММЕНТАРИЙ
Классик утверждал, что плохие дороги являются одной из главных наших бед. В конце прошлого года к похожему выводу пришли члены Госсовета: неразвитость дорожной сети прежде всего для автотранспорта стала серьезным тормозом развития российской экономики. Протяженность трасс общего пользования в крупнейшей стране составляет всего 600 тысяч километров. Как минимум на порядок меньше, чем в сопоставимых по размерам развитых странах. У нас на тысячу квадратных километров приходится 32 километра асфальта или "бетонки", а в Канаде и США соответственно 300 и 600 километров.
Госсовет и правительство утвердили транспортную стратегию, которой предусмотрено удвоить протяженность дорог с твердым покрытием. Сюда будут направлены бюджетные инвестиции и частный капитал. Но эти деньги могут уйти, как вода в песок, если строить будем "для галочки", заниматься приписками и кормить "дорожным пирогом" алчных чиновников.