ЗАБОЙНЫЙ ДЕД

- Никаких интервью, - сурово сказал мне чуть сгорбленный дедушка с легкой походкой подростка. - Все события меркнут рядом с тем, что Советский Союз развалили!

Яркие карие глаза чуть слезятся - то ли от возраста, то ли от сдерживаемых эмоций.
- Хорошо, - соглашаюсь я, - а просто так побеседовать можно?
- Просто так можно, - успокаивается дедушка и по-военному отвечает на все вопросы.
- Почему на пенсии не сидится? Отвечаю: помогаю внуку учебу в институте оплачивать. Как здоровье? Не жалуюсь, возраста своего не чувствую. Кто обо мне заботится? Отвечаю - никто, это я о других забочусь. Жена и сын младший умерли, а у четырех внуков свои проблемы. Летом я на всю семью помидоры и огурцы консервирую - по книгам научился, компоты варю. Вишенка, абрикос и яблонька возле дома растут. Как отдыхаю? С правнуками забавляюсь.
Жизнь Константина Игнатьевича не баловала. Прошел финский фронт и Великую Отечественную, наград - полный ящик. Окончил Ленинградский индустриальный институт и преподавал электронику и автоматику в Донецком политехническом институте. Долго стоял на квартирной очереди, пока не потерял терпение и сам не построил дом. И растущие во дворе фруктовые деревья тоже высадил сам. А работать на шахту Константин Игнатьевич пришел в 60 лет, на пятый день после торжественных проводов на пенсию. Не из-за денег, а из патриотизма - хотел быть полезным обществу.
...В 75 его чуть не уволили, тогда приказ в Минуглепроме вышел - работников старше семидесяти не держать. Но Крестов был незаменимым специалистом по радиоэлектронному оборудованию, и для него сделали исключение. Пять лет назад на шахте была какая-то комиссия, и проверяющие в ультимативной форме потребовали уволить старика. Директор шахты, бывший ученик Крестова, вынужден был подчиниться, но тут же принял Игнатьевича назад на контрактной основе. Ну как объяснить чиновникам, что аппаратура, за которую отвечает дед, обеспечивает безопасность работы шахтеров и еще ни разу не подвела?
Справедливости ради скажем - должность у деда наземная, но иногда по долгу службы он опускается в забой. И тогда молодые ребята встречают его аплодисментами, называя самым ЗАБОЙным дедом.
- А расскажите, пожалуйста, про этот приборчик, - протягиваю Крестову какой-то блок и быстро щелкаю фотоаппаратом.
- Обхитрила! - возмущается он, но тут же примирительно разрешает. - Ладно уж, пиши... Но обязательно укажи, что развал Советского Союза - непростительная ошибка! Как нас боялась Америка, а фашистов мы как разделали!
И долго, обстоятельно, с цифрами и фактами рассказывает мне, какую армию мы потеряли...