Создать его решили еще в 1961-м - через несколько месяцев после фантастической, всколыхнувшей мир миссии Юрия Гагарина, облетевшего земной шар на корабле "Восток". Глубоко уязвленные Соединенные Штаты громко заявили, что решат другую историческую задачу - высадят своих астронавтов на Луну. Советский Союз, не давая публичных обещаний, решил и здесь опередить американцев. Так начался второй этап космической гонки.
3 декабря 1963-го вышло секретное постановление ЦК КПСС об облете Луны. В этом и последующих документах предписывалось начать испытательные полеты еще только проектировавшегося корабля "Союз" в следующем, 1964 году, а эксплуатацию - в 1965-1966-м. Облететь Луну в этом корабле с экипажем планировалось в 1967-м, а высадить космонавтов - в 1968-м. Нереальность, непродуманность тех планов сегодня вызывает изумление. Ведь на создание космического корабля требуется 10 лет. А надо было разработать еще и более мощную ракету (она получила название Н-1).
Понятно, партийные указания не выполнялись, графики срывались. Лихорадочная спешка привела к печальным последствиям. О подробностях окончившегося трагедией первого испытательного полета рассказывает главный специалист Центрального научно-исследовательского института машиностроения (головного в отрасли), лауреат Государственной премии Владимир Ходаков:
- Первые три беспилотных запуска, проводившиеся с ноября 1966-го по февраль 1967-го, оказались неудачными. И хотя третий корабль, на котором в космосе выявились серьезные отказы техники, все же вернулся на Землю, но к эксплуатации готов не был. Тем не менее главные конструкторы и руководители отрасли решили отправить на орбиту не один, а два пилотируемых корабля, которые должны были состыковаться. В первом "Союзе" стартовал Комаров, на втором должны были полететь Быковский, Елисеев и Хрунов. Однако на "Союзе-1" с первых минут полета начались неполадки: не раскрылась левая панель солнечной батареи, возникли проблемы с очень важным датчиком системы ориентации. Уже не о запуске второго корабля думали специалисты, а о том, как вернуть на Землю "Союз-1".
Владимир Комаров, отличный летчик и высококлассный инженер, досконально знавший корабль, сделал, казалось бы, невозможное: произвел ориентацию "Союза-1" не по приборам, а визуально, наблюдая проплывающую внизу Землю. После того как отработал тормозной двигатель, корабль перешел не на пологую, штатную, а на крутую, баллистическую траекторию спуска с большими перегрузками, что, впрочем, допустимо в качестве запасного варианта. А роковым стал отказ еще одной системы - парашютной. На высоте 7 километров вытяжной парашют не смог вытянуть главный купол. А запасной закрутился вокруг строп вытяжного и не наполнился воздухом. Через несколько минут спускаемый аппарат врезался в грунт, топливо взорвалось, начался пожар...
Через полтора года после трагедии тогдашний министр общего машиностроения Сергей Александрович Афанасьев попросил меня как секретаря Государственной комиссии и руководителя подразделения министерства еще раз посмотреть результаты расследования, подготовить доклад о всех доработках корабля. Сегодня я впервые приведу поразивший меня тогда факт: после гибели Комарова потребовалось провести более сотни (!) конструкторских, технических и технологических доработок. Вот насколько сырым был корабль Комарова. Провели еще пять беспилотных пусков. И только через 17 месяцев после гибели космонавта "Союз" был по-настоящему готов к пилотируемому полету. А в апреле 1967-го главные конструкторы не проявили твердости, зная настроения в ЦК КПСС, хотели сделать "подарок стране к 1 Мая и к 50-летию октябрьской революции"...
Дополню слова Ходакова ремаркой. В 1967-м главным конструктором ракетно-космического предприятия в подмосковных Подлипках был академик Василий Павлович Мишин, занявший этот высокий пост после смерти Сергея Королева. А "Союз", который первым испытал один из наших лучших космонавтов, летает после существенных модернизаций и сегодня, являясь основным транспортным кораблем, доставляющим экипажи на МКС. И грузовые "Прогрессы" тоже созданы на базе "Союза".