ЯБЛОЧКИ И ЯБЛОНИ

Режиссер Константин Богомолов пришел в театр недавно - сначала учился на филолога, потом сбежал

Режиссер Константин Богомолов пришел в театр недавно - сначала учился на филолога, потом сбежал в театральный, потом поработал в РАМТе и Театре им. Гоголя. А потом вдруг отгрохал на сцене Театра на Малой Бронной внушительный спектакль "Много шума из ничего" - умный, концептуально выстроенный, с берущим за душу финалом и звездами в главных ролях. Работа была номинирована на "Золотую маску" и сумела ненадолго оживить даже театр, считающийся самым вялым в Москве. Богомолова пригласили в Театр п/р Табакова, где он с хорошими актерами и большим апломбом поставил что-то совершенно невразумительное по "Замку" Кафки. Несмотря на неудачу, режиссеру дали еще один шанс и допустили до "Отцов и детей" Тургенева - и получился чудесный спектакль про русскую жизнь.
"Я хотел развенчать русский миф про XIX век", - говорил режиссер перед премьерой. Какой именно - не уточнил, но одним махом поиздевался сразу над двумя стереотипами. Первый - что XIX век был чудесным временем, когда все ходили в белом и изъяснялись чуть ли не стихами. Второй - наоборот, что позапрошлое столетие было веком нигилизма, царизма и пьяных русских мужиков. А у Богомолова пьяные русские мужики ходят в белом и изъясняются ямбами. И действие перенесено в советские 60-е, чтобы показать, что за сто лет ничего не изменилось. Все так же пьют, начитанные остроумные помещики-интеллигенты все так же далеки от народа, и Базарову в этом мире все так же абсолютно нечего делать. Никакого конфликта поколений тут нет - все яблочки и яблони растут в одном саду, только Базаров - дерево чужое и потому не выживает. А этим чудесным людям до него и дела нет - похоронили нигилиста и отправились с шампанским на каток встречать Новый год под звуки советского гимна. Только, кажется, именно про это - про то, как чужой плод у нас не приживается, - и писал свой роман Тургенев.