Лошадиная бухгалтерия

Минфин предлагает оптимизировать госрасходы на образование, культуру и медицину

Минфин опять ищет деньги в карманах бюджетников. Предлагает оптимизировать госрасходы на школы, вузы, больницы, театры, музеи и другие социальные учреждения: крупные сливать с мелкими, персонал сокращать, имущество продавать. Вчера идея обсуждалась на заседании правительственной комиссии под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова.

У Минфина известные аргументы: в России много бюджетников (на душу населения) — «больше, чем в развитых странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)». В образовании и здравоохранении — «значительно больше». А качество услуг ниже.

Ситуацию предлагается исправлять методом «рекле» — резать и клеить: мелкие учреждения, загруженные менее чем на 50%, сливать с более крупными. Для эффективного использования современной дорогостоящей техники создавать «высокооснащенные кабинеты коллективного доступа», которыми будут пользоваться студенты соседних вузов, ученики соседних школ, врачи соседних медучреждений и т. д. А учителей-предметников или врачей узких специальностей сделать совместителями: каждого — на несколько школ, больниц, клубов и прочее. За образец предлагается пример Москвы, где за два года число школ, детсадов и подобных учреждений сократилось почти вчетверо.

Что характерно, Счетная палата проверила, как отразился на общероссийской системе здравоохранения первый этап подобной «оптимизации», проведенной в минувшем году, — с сокращением 90 тысяч медиков и реорганизацией 350 медучреждений. Результаты плачевные: доступность медпомощи сократилась, число умерших в стационарах за год выросло на 3,7% — зато объем платных медуслуг вырос почти на четверть. То есть денег с населения взяли больше, а лечить стали хуже.

Неудивительно. Мировой опыт и здравый смысл говорят: прежде чем что-то оптимизировать, нужно сначала потратиться на закупку новейшего оборудования и внедрение новых технологий. Наш Минфин хочется спросить: можно ли московский опыт «совмещения учреждений» механически распространять на всю необъятную Россию, где от школы до школы, от медпункта до больницы только самолетом можно долететь?

Впрочем, к чему приводит бухгалтерский подход к этим серьезнейшим проблемам, хорошо известно из старого анекдота про прижимистого цыгана. Он упорно пытался заставить лошадь работать без корма. И совсем уж было приучил, а та взяла и сдохла...