Илзе Лиепа: Раньше мы искали коллективы, а теперь коллективы ищут нас

Знаменитая балерина готовится к финалу конкурса детских танцевальных школ

26 апреля в Светлановском зале Московского международного Дома музыки уже в пятый раз пройдет финал ежегодного Всероссийского фестиваля-конкурса хореографических школ и танцевальных коллективов «Волшебная туфелька». О том, как и для чего он возник, рассказывает инициатор фестиваля, соучредитель благотворительного Фонда «Культура – детям» Илзе Лиепа.

– Илзе, как возникла идея конкурса?

– В пространстве детства я оказалась девять лет назад, когда вместе с Марией Субботовской мы открыли «Русскую национальную балетную школу» (я – художественный руководитель, Мария – директор). Потом мы почти одновременно стали мамами, что еще больше сконцентрировало нас на проблемах детства, воспитания ребенка искусством. У нас возникло много разных проектов, появилась идея танцевального фестиваля. Захотелось понять, чем занимаются дети в танцевальной культуре? Стали вникать и поняли, что общий уровень неудовлетворителен, много негармоничного, непрофессионального. И стало понятно, что наш фестиваль может благотворно влиять на детскую танцевальную культуру. В самом начале нас очень поддержала Ольга Юрьевна Голодец. Получили поддержку сначала от Министерства образования, потом от Департамента культуры Москвы. Благодаря им мы до сих пор существуем. Работаем в тесной связи со многими танцевальными коллективами из разных уголков нашей страны. Мы их находим, получаем диски с видеозаписями выступлений, просматриваем. И не просто отбираем для Московского фестиваля-конкурса то, что нам понравилось, а ведем серьезную работу. Например, некоторые коллективы не могли к нам попасть в течение трех лет. И все это время мы им советовали подумать над выбором музыки, над художественными образами. В Москве, в финале конкурса мы уже видим результат этой большой работы.

– Фестиваль «Волшебная туфелька» важен для юных танцоров и их педагогов. Но наверняка интересен и тем, кто не танцует?

– Это изумительное зрелище для любого ребенка. Мы, родители, ищем для детей хорошее мероприятие. Задумываемся – что такое полезное занятие для ребенка, хороший фильм, встреча? Это то, что гармонизирует его душу. Вредных воздействий ни в коем случае нельзя допускать. Все очень серьезно. Я рада, что к нашему фестивалю привлекаются все новые и новые силы. Кто-то с нами с самого начала. Неизменный председатель жюри – народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, художественный руководитель Московской Академии хореографии Михаил Леонидович Лавровский. У нас могучее, авторитетное профессиональное жюри.

– Как отбираются участники?

– Раньше мы искали коллективы, а теперь коллективы ищут нас. Нам звонят, присылают концертные программы. Сначала просматриваем их внутри нашего фонда, потом отдаем на суд авторитетного жюри. Лучшие из лучших проходят в финал. Поначалу в фестивале участвовали и профессиональные школы, но теперь мы сознательно сосредоточились на любительских коллективах. Рада, когда удается найти талантливых малышей для профессионального занятия балетом. Конкурс проходит по четырем направлениям – классический танец, народный танец, современная хореография и дети до 10 лет. Есть еще особый приз «За сохранение национальных традиций». В воскресенье в Доме музыки пройдет финал «Волшебной туфельки», а мы уже начали подготовку к следующему конкурсу. Я ездила по стране, была на Кузбассе, в Алтайском крае. В каждом городе встречалась с представителями департаментов культуры. Везде находила поддержку. Все готовы сотрудничать с нами.

– Илзе, какие проблемы видите вы в детских хореографических коллективах?

– Честно говоря, я ввела бы цензуру на постановки для детской самодеятельности. Все нужно отсматривать. В частности, с маленькими детьми надо быть очень аккуратными в области современного танца. Нужно думать, в каком возрасте начинать и как правильно им заниматься. Мы же не учим ребенка читать на таких взрослых произведениях, как «Мастер и Маргарита»? Есть мнение, что и бальными танцами не стоит заниматься раньше 15 лет. А порой мы видим, что пятилетние дети танцуют танцы живота. Такое недопустимо.

– Недавно интернет обошел скандальный ролик с танцем пчелок из Оренбурга.

- Я давно поняла, что детское танцевальное творчество надо контролировать. Кому, как не нам, профессионалам, этим заниматься? Сейчас, уже к 5-му, юбилейному фестивалю у нас есть и опыт, и силы, и люди, и серьезная поддержка. Больше внимания надо уделять педагогам. Мне очень хочется, чтобы наш фестиваль был дополнен мастер-классами. Это особенно важно для регионов. Мы серьезно занимаемся созданием методических пособий. Зачастую у педагогов детских коллективов недостаточно подготовки. Но когда я вижу людей, работающих с детьми, мне очень важно, чтобы у человека была внутренняя шкала ценностей, чтобы ему не пришло в голову то, что предложили в Оренбурге танцующим пчелкам. Кстати, среди наших участников другой коллектив из Оренбурга – «Щелкунчик». Просто изумительный. Лауреат многих фестивалей, и на «Волшебной туфельке» претендует на очень высокие места.

– У вашего конкурса интересный приз.

– Его история удивительна. Мой брат Андрис увлекался лепкой, этот дар передался ему от нашего отца (знаменитый танцовщик Марис Лиепа прекрасно лепил. – «Труд»). Как-то раз Андрис взял рисунок ножки Анны Павловой из коллекции отца. Прижизненный рисунок с натуры в трех ракурсах. Андрису, как скульптору, было все понятно, и он слепил по этому рисунку ножку балерины. Она мне безумно понравилась! Я забрала скульптуру себе и хранила до тех пор, пока среди моих друзей не появился профессиональный скульптор. По моей просьбе он отлил эту ножку в бронзе, так как пластилин недолговечен. И когда мы придумывали эмблему для фестиваля, я вспомнила этот рисунок. Конечно, это должна быть ножка Анны Павловой, символа русского балета! Даже если мы проводим конкурс среди любительских коллективов, планка должна быть самой высокой. А название для фестиваля «Волшебная туфелька» придумала девочка Маша Озерникова, юная художница, дочь известного художника Леонтия Озерникова.

– Илзе, а вы помните, как вы с Андрисом начали заниматься балетом?

– Отец отвел нас в балетный кружок клуба имени Чкалова, где была очень профессиональный педагог. К сожалению, не помню ее имени. Но очень хорошо помню, почему нас туда отдали. Отец сказал: «Хочу, чтобы до училища Андрис и Илзе растанцевались». Очень точно сформулировал. Когда я вижу девочек, поступивших в хореографическом училище после занятий в нашей школе или в другом коллективе, понимаю, насколько важно растанцеваться. У них уже огромный репертуар. Они смелые, свободные, увлеченные. Они еще только во втором классе, но уже сами пробуют ставить номера. Я жду от них интересных результатов в будущем.

– Илзе, а ваша пятилетняя дочка Надя уже занимается балетом?

– Да, занимается, и будет выступать на «Волшебной туфельке». Надя участвует в приветственном выходе детей от нашей «Русской национальной балетной школы». Самые маленькие ученики пробегут по сцене. Это очень ответственно. По себе знаю, как это сложно – красиво пробежать по сцене.