Мария Бравикова: Успешные люди много читают!

Сакраментальный вопрос «Любите ли вы книги так, как их люблю я?» нынче задает своим гостям российская телеведущая и актриса Мария Бравикова

Мы ее запомнили по ярким «книжным» эфирам на телеканале «Россия 24». А в марте девушка с внешностью кинозвезды начала вести новое авторское шоу, посвященное книгам и чтению, на телеканале «РБК». «Обязательная программа» с Марией Бравиковой» — это эксклюзивные интервью с известными политиками, бизнесменами, артистами, которые рассказывают нам о своих любимых книгах и не только. Первыми гостями программы уже стали Марк Дакаскос, Леонид Ярмольник и Ирина Прохорова. А встретились мы с Марией в кафе ее любимого книжного магазина, что на Воздвиженке, незадолго до Всемирного дня книги, который отмечается 23 апреля. Под шелест страниц и аромат кофе мы говорили о самом главном в ее жизни — о книгах и телевидении...

— Мария, как вы сами отмечаете Всемирный день книги?

— Если предполагается, что День книги отмечают чтением — то да, отмечаю, причем по много раз в году. У меня такой праздник случается, когда, закончив читать какой-нибудь поразительный текст, я нахожусь под таким впечатлением, что не могу отключиться, не готова приниматься ни за одно другое произведение. Но пауза долгой не бывает.

— Ваша семья читающая?

— Да, у меня филологическая семья. Сколько себя помню, все вокруг обсуждали литературу — а я прислушивалась. Начала читать в три года. Для меня так старательно подбирали книги, чтобы ни у одной не было шанса мне не понравиться. Ограничений на чтение не было и в помине. Если меня предупреждали: «Тебе рановато, ты не поймешь!», это только подстегивало азарт, и я удваивала внимание. Из этого сделала вывод: мне кажется, никто не должен становиться между ребенком и книгой, которую он выбирает.

— И желательно, в семейной библиотеке?

— С домашней библиотекой та же история, что с английским газоном. Книги нужно читать и собирать, собирать и читать — и так лет триста. Прадедушка с прабабушкой, бабушка с дедушкой, родители, я сама — каждое поколение добавляет сюда свои новые книги. Их очень много, а становится все больше. Причем мы не коллекционеры, мы практики от чтения, поэтому не гонимся за первыми экземплярами и раритетами. Тексты во всех изданиях одинаковые и рисунки — Тенниела, Марайи, Трауготов — одни и те же...

— Правда, что в школе вы побеждали в литературных олимпиадах?

— Да, и благодаря этому поступила в университет без экзаменов. Предметные олимпиады для старшеклассников — великолепная возможность получать и использовать знания. Чем я и воспользовалась.

— А как оказались на телевидении?

— Весьма закономерно: я окончила петербургский факультет журналистики по специальности «телевизионная и радиожурналистика». После защиты диплома сразу уехала в Москву и устроилась редактором на телевизионном ток-шоу. Уверена, что этот «закадровый» опыт здорово помогает в последующей работе в кадре.

— Помните свой первый эфир?

— Конечно. Это случилось на канале «Москва 24», и об этом опыте я вспоминаю сегодня с нежностью. Там у меня были прекрасные учителя, терпеливые и внимательные.

— Если такая хорошая школа, то почему ушли оттуда?

— Отличная школа. Должна заметить, что информационные каналы отличаются от других не только активной сеткой вещания, изобилующей новостными выпусками.

Там особая динамика работы, особый подход к журналистике. И, конечно, «Россия 24» регулярно осуществляла необычные и смелые проекты. Литературная программа, которую я там вела около двух лет, не исключение. А ушла я, когда программа про чтение изменила свой формат. Не очень мне подходящий. И тут очень кстати подоспело предложение «РБК» вести программу о книгах. Должна признаться, что в прошлом году мечта о новой книжной передаче стала моей навязчивой идеей. Благодаря опыту, полученному на предыдущем проекте, я понимала, как ее делать, что в ней должно быть, а что не обязательно. Так что «Обязательная программа» стала для меня настоящим подарком судьбы.

— Зачем, по-вашему, нужна такая программа в наше быстрое время?

— Сегодняшнее время характерно тем, что рукописи продаются неважно, а вот на вдохновение спрос огромен. Мы вдохновляемся опытом знаменитых людей, читаем биографии, прослеживаем пути карьерных взлетов и вычисляем формулу чужого успеха. При этом забываем про одно из слагаемых, без которого уравнение не сложится: чтение! Успешные люди много читают, они обязаны своей эрудицией и красноречием опыту работы с литературным текстом. Мне кажется важным напомнить об этом. Я хочу, чтобы у наших зрителей появилась мотивация к чтению.

— А вам не кажется, что сейчас читают не столько книги, сколько эсэмэски? И что мы давно уже не самая читающая в мире страна?

— Я убеждена в главном: читать — модно! Если нам удастся напомнить телезрителям, что это еще и необходимо, тогда, уверена, все будет в порядке. Не надо быть «самыми-самыми», важно не терять головы. А чтение в этом деле — первейшее средство.

— Мария, как вы выбираете гостей для своей передачи, по какому критерию?

— Мы приглашаем в первую очередь тех, кто интересен аудитории нашего канала. Чей авторитет неоспорим, чей успех в деле и в жизни служит примером для подражания.

— Легко ли знаменитости соглашаются говорить о книгах? Ведь им есть о чем еще побеседовать с вашей аудиторией...

— Легко и с удовольствием. И вообще, что может быть приятнее, чем обсуждение хороших книг? Тут давняя традиция. Для такого разговора не нужно близкого знакомства, дружбы семьями, долгого совместного времяпрепровождения. Книги объединяют, предоставляют множество тем и поводов. Это еще одно из их прекрасных свойств. Если вы прочли что-то стоящее, вам непременно хочется этим поделиться!

— Чем вас особенно удивил Марк Дакаскос?

— Все книги, которые Марк показывал в интервью, он действительно носит с собой! Пожалуй, я впервые встретила взрослого человека, который ежедневно таскает в рюкзаке целую библиотеку.

— А сами писатели идут к вам?

— На прошлом проекте, еще на «России 24», я беседовала и с известнейшими отечественными писателями, и со Стивеном Кингом, Пауло Коэльо, Артуро Пересом-Реверте. Такие живые встречи очень интересны и поучительны. Надеюсь, на «РБК» у нас со временем тоже получится организовать подобные интервью.

— У вас получается такое подчеркнуто интеллектуальное шоу, для умных людей, где ведущий должен быть на высоте — скажем, легко и непринужденно процитировать Бродского или напомнить сюжет полузабытого романа. Как вы готовитесь к встречам? Запасаетесь ли необходимыми цитатами?

— Готовлюсь долго и кропотливо, и цитатами, если это необходимо, запасаюсь. Но не это главное в подготовке передачи. Задача ведущей — не столько самой блистать, сколько дать возможность раскрыться собеседнику. Помните, как в «Тысяче и одной ночи» история каждого героя заканчивается словами «и это все о нем». Знать если не все, то как можно больше о человеке, с которым говоришь в эфире, — вот к чему надо стремиться. Меня всегда восхищают журналисты, которые подготовлены к каждой встрече так, словно она главная в их жизни.

— Имеет значение для вас, если книга получает Букера или другую престижную премию? Или для вас важнее собственные впечатления о прочитанном?

— Видите ли, литературные премии важны главным образом для писателей. Это очевидный знак успеха, признания, это будущие тиражи... Значение литературных премий для читателя, с моей точки зрения, сильно преувеличено. Читатель хочет купить книгу, которая окажется ему по вкусу и по силам. Тут рекомендация знакомого или даже соседа по лестничной клетке — человека, чей круг интересов близок, — перевешивает любые официальные похвалы и награды в профессиональной писательской среде.

— Мария, можете поделиться профессиональными ощущениями: кто был самым трудным собеседником для вас, а кто — самым легким?

— Самым трудным собеседником был писатель-фантаст, который принципиально отказался пожать мне руку, потому что он — высшее существо, а я женщина, и моя роль — Kinder, Kuche, Kirche, а вовсе не работа на информационном канале.

Я не люблю всякого рода шовинистов, гендерных — в том числе. Интервью прошло трудно... А самым прекрасным и веселым собеседником был Эдуард Николаевич Успенский! Когда-то была такая телевизионная передача «В гостях у сказки», я ее уже не застала. Зато когда я побывала в доме у Эдуарда Николаевича, оказалась одновременно в гостях у сказки и у сказочника!

— Помимо работы на ТВ вы еще снимаетесь в кино. Мы видели вас в кинофильмах «Разборка в Маниле» и «Максимальный удар». Это хобби или еще одна профессия?

— Скорее, это эксперимент. Актерство — это очень непростая и серьезная профессия, овладеть которой у меня не было никакой возможности. Зато я получила новый опыт и яркие впечатления.

— Что ж, вернемся к книжной теме. Можно ли судить о человеке по тому, что он читает?

— Да, книга в руках человека может многое рассказать о нем самом. А еще больше — то, как человек говорит о книгах. Все вместе помогает сделать существенные выводы о качествах человека. И эти выводы, как правило, потом вполне подтверждаются.

— А, кстати, что вы сами сейчас читаете?

— Донну Тартт, «Маленького друга».

— И чем же эта вещь вас зацепила?

— Если в общих чертах, то «Маленький друг» о том же, о чем два других романа Донны Тартт — о преступлении и наказании на новом временном витке. Причем преступлении не раскрытом, а наказании не назначенном, и потому бессрочном... С недавних пор в литературе появилась именно такая тенденция — намеренно не отвечать на главный вопрос, интересующий читателя: кто же он, убийца? Стивен Кинг, Нацуо Кирино и ряд других признанных в мире авторов утверждают в своих произведениях, что любой, кто так или иначе связан с трагедией, не менее, а зачастую и более важный объект исследования, чем ее непосредственный виновник. Я подозреваю, что Донна Тартт была едва ли не первой среди тех, кто использовал этот модный нынче принцип.

— И, конечно же, не обойдусь без традиционного вопроса: какую книгу вы бы, Мария, взяли с собой на необитаемый остров?

— Знаете, я задаю своим собеседникам родственный, по сути, вопрос: «Прочтение какой книги вы откладываете «на потом»? Подразумевается некий фундаментальный литературный труд, требующий определенных усилий, серьезного осмысления и времени. Вроде «Фауста» или «Божественной комедии». Я же сама еще не определилась с таким выбором. Главное — не собираться на необитаемый остров впопыхах.