09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЗАРПЛАТА, А НЕ ЗРЯПЛАТА

ХВАТИТ ЗАТЯГИВАТЬ ПОЯС
Анатолий Жуков, доктор экономических наук, профессор Академии

ХВАТИТ ЗАТЯГИВАТЬ ПОЯС
Анатолий Жуков, доктор экономических наук, профессор Академии труда и социальных отношений:
- Скоро должна быть принята экономическая программа правительства. Судя по тому, что пока о ней известно, предлагаются меры по кардинальному реформированию экономики. Так, намечено сокращение государственных расходов примерно в два раза - до 17-20 процентов валового внутреннего продукта. Возникает вопрос: за счет каких статей бюджета это произойдет? Похоже, что, как всегда, урезать будут государственные расходы на здравоохранение, образование.
Предполагается, что граждане будут оплачивать эти расходы из своего тощего кошелька. Можно ли идти на такие меры, когда треть населения, по официальной статистике, имеет доходы ниже прожиточного минимума? Больше половины того, что зарабатывают, люди тратят на питание. Соотношение доходов 10 процентов богатых и 10 процентов бедных людей в первом квартале этого года достигло 14-кратной разницы. В Японии, для сведения, этот разрыв не превышает 7, а в США - 6 процентов.
Наемный труд в России оценивается по крайне низкой ставке зарплаты. По данным Госкомстата, доля заработной платы с учетом скрытых ее форм и отчислений в общественные фонды в 1998 году составила 47,6 процента валового внутреннего продукта. А в развитых странах эта доля превышает 60 процентов. При этом надо учитывать, что Госкомстат определил размер скрытой зарплаты по известной формуле "ППП" - то есть взгляд в пол, потолок и палец в рот. Как могла вырасти доля оплаты труда в ВВП с 43 в 1991 году до 47,6 процента в 1998 году, если производство за годы реформ сократилось на 40 процентов, а реальная заработная плата - на 60 процентов? Скорее всего, Госкомстат в "скрытую зарплату" включает скрытые доходы от собственности и предпринимательской деятельности. Но это прерогатива все того же богатого меньшинства.
Какой же вывод? В современных условиях реформирование экономики, предусматривающее переложение на плечи граждан значительной части государственных расходов, невозможно без сильной социальной политики. Роль двигателя должно играть кардинальное повышение заработной платы. В этом случае она, с одной стороны, подстегнет потребительский спрос, а с другой - позволит смикшировать удар, неизбежный при сокращении госрасходов на социалку.
На мой взгляд, увеличить реальную заработную плату требуется как минимум вдвое. Тогда в структуре расходов каждой семьи уменьшится доля трат на питание и появится возможность приобретать товары длительного пользования, увеличивать расходы на образование, медицинское обслуживание, оплату коммунальных услуг.
Органы государственной власти должны предоставить предприятиям благоприятные условия для пополнения оборотных средств. Не надо бояться роста денежной массы. Ведь эти средства позволят запустить простаивающие предприятия и соответственно получить новые доходы для бюджета. Оживление экономики и благоприятные факторы на мировых рынках сырья позволяют предположить, что увеличение денежной массы в разумных пределах не приведет к инфляции.
Итоги первого квартала подтверждают возможность именно такого сценария развития экономики. За этот период денежная масса выросла на 150 млрд. рублей, однако рубль устоял и даже окреп. Потому что деньги пошли на пополнение резервов ЦБ, наращивание оборотных капиталов, обновление оборудования. При этом реальные доходы граждан в марте выросли.
Таким образом, ключевым звеном в рыночных преобразованиях должна быть реформа заработной платы. Сейчас по поручению правительства Минтруд разрабатывает концепцию государственной политики в этой сфере. Медлить здесь действительно нельзя. Десять лет мы затягиваем пояса. Надоело!
1300 БАНКОВ - ЭТО МНОГО
Алексей Улюкаев, заместитель директора Института проблем экономики переходного периода:
- Государство несет ответственность за те деньги, которые с нас собирает. Поэтому первое, с чего должно начать свою деятельность правительство, - это наведение порядка в бюджетных расходах, определение их адресности, целевого характера. Давно назрела реформа, смысл которой в упрощении налоговой системы, равноправии всех налогоплательщиков. Надо снизить ставку подоходного налога, вообще освободить от него тех, кто получает зарплату ниже прожиточного минимума. И, наконец, пора ликвидировать льготы, на которых жируют приближенные к власти, а массе предпринимателей, наоборот, сделать послабление.
Я понимаю, скажет бизнесмену государство, тебе тяжело - проверяют все, кому не лень, трудно зарегистрироваться, на все надо получить специальное разрешение. Я наведу порядок, сделаю понятной систему отношений с властью, буду защищать права собственности. Но при этом государство жестко спросит, потребует составлять финансовую отчетность по международным стандартам, чтобы инвестор видел партнера насквозь. И в первую очередь это относится к финансовым структурам: банки, работающие с деньгами клиентов, должны быть максимально прозрачны.
К слову, банкиров, банки - их надо "трогать" в первую очередь. Есть принципиальная разница между любым предприятием и финансовой структурой. Первое рискует своими средствами, это его право. Банкиры же работают с деньгами клиентов, и тут риск должен быть минимален. У нас свыше 1300 действующих банков, большинство из которых никогда не будет кредитовать реальный сектор. До сих пор ЦБ был к ним слишком мягок. Необходимы селекция банков и резкое сокращение их числа.
Мне представляется, что мы должны максимально ужесточить регистрацию для банков, резко увеличить уставный капитал. Я ввел бы даже что-то вроде запрета на профессию. Тем, кто авантюрно поступает с деньгами вкладчиков, закрыл бы доступ к банковскому сектору. Всем банкирам, которые пренебрегли доверием клиентов, должно быть запрещено заниматься этим бизнесом. Потому что они проводили такую политику, в результате которой их клиенты жестоко пострадали.
Заграничный капитал, я убежден, может носить только вспомогательный характер. Базовыми должны быть внутренние инвестиции. Это в первую очередь деньги предприятий и во вторую - средства населения. Другой источник - сокращение оттока капитала. Если будет программа улучшения инвестиционного климата, то у бизнеса станет меньше оснований для ухода за границу, появится стимул репатриировать капитал.
Иностранцы принесут свои деньги только после того, как российские бизнесмены начнут вкладывать средства в нашу экономику. Это очевидные вещи. Если мы сами себя не инвестируем, значит, мы знаем нечто такое, что им неизвестно. Это их настораживает.
Я считаю, что нового передела страна не выдержит. А вообще приватизация прошла настолько хорошо, насколько могла. Никаких пересмотров в дальнейшем быть не должно. Бизнес сегодня не инвестирует деньги в нашу экономику именно потому, что он не уверен в защите прав собственника.
Наш предприниматель ничем не отличается от западного. Ему просто надо дать стопроцентную гарантию, что завтра никто его деньги и собственность не отнимет. А с жуликами дела надо решать в суде. Суд для экономики - это алгоритм, определяющий поведение партнеров.
К слову, заработная плата у нас чрезвычайно мала - низка относительно цен, низка ее доля в ВВП. Но чтобы предприниматели могли увеличивать доходы работников, надо уменьшить фискальный пресс. Сегодня налог на зарплату (вместе с платежами в фонды) составляет 41 процент. То есть заплатив рубль рабочему, предприниматель должен 41 копейку отдать государству. Слишком много. Новый кодекс снижает планку на четверть, но и этого недостаточно.
Может, стоит попробовать ввести минимальную почасовую оплату, хотя это спорный вопрос. У нас ведь работник не защищен законодательно, его можно вышвырнуть на улицу, а взамен взять другого и никак не зарегистрировать. Словом, в первую очередь нам нужны законы. Только они, их соблюдение дадут защиту предпринимателям, трудящимся, государству. Это сегодня главное.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников