"ЧЕЧЕНСКИЕ ВОЛКИ" В ИРКУТСКЕ

Пятый месяц в старинном русском городе гремят выстрелы и льется кровь. "Кавказская война", как окрестили иркутяне бандитские разборки между азербайджанской и чеченской диаспорами, уносит все больше жизней. Жертвами нередко становятся и совершенно случайные граждане, не имеющие никакого отношения к криминалу.

ПРИШЕЛЬЦЫ ПОКАЗЫВАЮТ ЗУБЫ
Криминальная война вспыхнула в Иркутске после того, как в конце прошлого года в городе резко увеличилось число беженцев из Чечни. Антитеррористическая операция на Северном Кавказе заставила и чеченских уголовников искать новые территории, где они собирались продолжить свою преступную деятельность. Точного количества незваных пришельцев никто не знает, но, видимо, оно немалое, коль "чеченские волки" решили вступить в схватку с самой крупной в городе - азербайджанской - диаспорой, насчитывающей не менее 15 тысяч человек.
Азербайджанская торговая мафия контролирует иркутские рынки. Вот на ее-то кусок пирога и покусились чеченцы. В конце января в квартиру одного из азербайджанских рыночных дельцов ворвалась группа вооруженных чеченцев и потребовала крупную сумму денег. Хозяин отказался, и тогда бандиты на глазах жены и детей нанесли ему полтора десятка ножевых ранений.
Возмущенные азербайджанцы для выяснения отношений назначают чеченцам "стрелку" на центральной аллее Ново-Ленинского кладбища. Вооруженных стрелковым оружием, ножами, велосипедными цепями и бейсбольными битами азербайджанцев оказалось в несколько раз больше, и криминальное "толковище" закончилось не в пользу чеченцев. Семеро из них были ранены, остальные спаслись бегством. А вскоре, 29 февраля, в Иркутском аэропорту от пули киллера погибает главарь чеченской мафии, некий Казбек Ш. Несколькими днями позднее совершается нападение на водителя Казбека, известного в иркутских криминальных кругах под кличкой "Тайсон". После убийства шефа именно шофер возглавил чеченское бандформирование. Правда, новому боссу повезло: пуля из пистолета Макарова скользнула чуть ниже уха и вышла через нос. Чеченец остался жив.
После этих двух инцидентов в Иркутске произошло невиданное до той поры побоище.
КРОВЬ ЗА КРОВЬ
10 апреля, около 5 вечера, к офису азербайджанского национального культурного общества "Бирлик" ("Единство") подкатили два автомобиля - кофейного цвета "Жигули" и серебристо-темная "тойота-корона". Несколько человек (по одним данным - пять, по другим - шесть) в омоновском камуфляже и черных масках быстро направились к зданию. А вскоре оттуда послышались выстрелы, грохнула граната.
Как потом установило следствие, переодетые милиционерами бандиты ворвались в офис, швырнули гранату Ф-1 в помещение столовой, где за трапезой сидели несколько азербайджанцев, а затем открыли кинжальный огонь по всем, кто в то время находился в офисе. Стреляли из автомата Калашникова и пистолетов Макарова, ТТ и ПСМ.
Председатель "Бирлика" Тахир Захидов был добит в своем кабинете контрольным выстрелом в голову, двух других сотрудников офиса пули настигли во дворе. От ранения в сердце на месте скончалась 18-летняя студентка Иркутского института прокуратуры Юлия Степанова. Ранения различной степени тяжести получили четверо уроженцев юга, один из которых - Джаббар Зейналов - был доставлен в больницу и там скончался. На хирургический стол попала и случайно оказавшаяся в зоне стрельбы иркутянка Людмила Приходько. Ее ранило в левую кисть и предплечье.
Прибывшая буквально через несколько минут на место происшествия милиция застала на залитом кровью и усыпанном гильзами полу четыре трупа и столько же тяжелораненых. Но налетчиков в масках и след простыл.
Ничего не дал тотчас введенный в действие оперативный план "Сирена" - перекрытие всех основных магистралей города и выставление заградительных постов. В поиске и перехвате преступников участвовали 845 милиционеров, 44 заградпоста и 31 мобильная группа. Но все усилия правоохранительных органов оказались безрезультатными (!).
Лишь через двое суток брошенная темно-серебристая "тойота-корона" была обнаружена у частного дома по улице Седова. В салоне автомобиля оперативники нашли гранату Ф-1, автомат Калашникова, а также несколько бронежилетов и масок. Опрошенные свидетели показали, что машина с "криминальной начинкой" действительно простояла на этом месте двое суток. На виду у милиции и ФСБ. Но заинтересоваться бесхозным автомобилем, как ни странно, никто не поспешил.
Было ли кровавое побоище в азербайджанском культурном центре ответной акцией чеченцев за поражение на бандитской "стрелке" и убийство их лидера Казбека Ш., покажет следствие. Но концов, с помощью которых можно развязать преступный узел, у сыщиков, увы, нет.
БЫТЬ ЛИ ГОРОДУ БАНДИТСКИМ ЧИКАГО?
Версия о национально-этнической подоплеке "кавказской войны" в Иркутске серьезной критики не выдерживает. Нельзя не согласиться с мнением председателя комитета по связям с общественностью администрации Иркутской области Александром Васильевым, который, в частности, считает: "Сама форма этих "разборок" характерна не для национальных конфликтов, а криминальных. В последних главное - избавиться от конкурентов. Здесь нет эмоциональной окраски, нет высокой идеи. Пришли, убили, ушли. Может быть, две диаспоры и попытаются рассмотреть случившееся как национальный конфликт, но на самом деле это не так".
На удивление спокойно отнеслось на этот раз к убийству соотечественников и посольство Азербайджана, обычно резко реагирующее на подобные факты. "Несмотря на то что в "Бирлике" были выходцы из Азербайджана и этнические азербайджанцы, - заявил советник посольства Камал Курбанов, - эта организация объединяет людей с российскими паспортами. Поэтому разбираться в событиях вокруг нее должны российские правоохранительные органы".
Единственная причина до предела обострившихся отношений азербайджанской и чеченской диаспор в Иркутске - передел влияния в криминально-экономической сфере. По милицейской информации, азербайджанская диаспора контролирует большую часть иркутских рынков, но в этот "их огород" все наглее и чаще стали вторгаться чеченцы. Они уже взяли под свой полный контроль крупнейший в области масложиркомбинат, ресторан "Хитама", два кафе - "Россия" и "Кристина", кирпичный завод, казино "Фортуна", крупнейший в городе рынок "Парус", свыше 16 "доходных точек". И с каждым днем "плацдарм", захваченный чеченской преступной мафией, расширяется. Попытки азербайджанского национально-культурного сообщества вести процесс перераспределения "зон влияния" в цивилизованные, законные рамки, успеха не принесли. Как и его обращения за помощью в областную администрацию.
Но что поразительнее всего, так это проявившаяся в "кавказской войне" профессиональная беспомощность Восточно-Сибирского регионального управления по борьбе с организованной преступностью. Складывается впечатление, что ни нападение на азербайджанского бизнесмена, ни февральская резня на "стрелке", ни убийство лидера чеченской диаспоры не насторожили иркутских правоохранителей, не заставили их пристальнее вглядеться в нарастающий конфликт между двумя преступными группировками. И кровавое побоище в офисе "Бирлика", судя по всему, также стало для них полной неожиданностью.
Поговаривают, что над начальником Восточно-Сибирского РУБОПа Александром Егоровым сгущаются тучи. Видимо, не только потому, что в городе разразилась "кавказская война". Очевидно, сыграли свою роль и другие "проколы" милицейского генерала. Известно, например, что Егоров каким-то образом причастен к гибели ни в чем не повинного человека, в его ведомстве допускаются сомнительные методы дознания и обращения с подозреваемыми, о чем неоднократно писала местная пресса.