АЛЕКСАНДР ПАРРА: ЛЕЙТЕНАНТ ШМИДТ ПОССОРИЛ МЕНЯ С МАТВЕЕВЫМ

Известный актер Александр Парра появился на киноэкранах в 60-х годах. Его лейтенант Шмидт в фильме "Почтовый роман" надолго запомнился зрителям. С тех пор Александр Владимирович сыграл немало ролей в кино и в Театре имени Маяковского, перевоплощаясь из Николая Огарева в патриарха Никона, из Сенеки в декабриста Лунина... Парра всегда был самостоятелен в творчестве и до жути упрям. В конце концов это кончилось тем, что он стал сам осуществлять свои творческие проекты как режиссер и продюсер.

- Александр Владимирович, сейчас, я знаю, вы находитесь в свободном "плавании", занимаетесь поиском денег и пробиванием театральных проектов. Когда-нибудь предполагали, что так будет?
- Конечно, не предполагал. Но мне кажется, что сегодняшние обстоятельства для актера или режиссера - как сопутствующие товары в магазине. Раз они есть - их надо брать и идти, все время быть в дороге. При этом никогда не надо бояться нового, больше доверять себе, своему чутью. Я не в первый раз бросаю стационарный театр. Как только начинал ощущать, что рутина поглощает меня, тут же уходил из театра.
- Но на что жили тогда, чем зарабатывали? В советские времена не боялись прослыть тунеядцем?
- А мне везло, тут же приглашали сниматься в кино.
- Свою первую картину помните?
- Конечно! Это был "Почтовый роман", ее снимал Евгений Матвеев. Для того чтобы хорошо сыграть лейтенанта Шмидта, я рылся в архивах, читал его любовный роман в письмах, воспоминания сына о нем. Очень интересная была работа. Начнем с того, что тогда мне было двадцать пять, а играть надо было человека сорока с лишним лет.
- Пришлось резко "стареть"?
- Естественно. Мне выбрили лоб, чтобы выглядел поумнее, отпустил усы, эспаньолку. В таком виде я летал из Киева (где в то время жил) в Симферополь на съемки. Городские таксисты уже знали меня, а друзья смотрели с удивлением...
- Но режиссер-то относился к вам с любовью?
- Не совсем...
- Поясните...
- Когда съемки закончились, он сказал, что должен сам озвучивать лейтенанта Шмидта, и настоял на своем. Из-за этого мы с ним жутко разругались. После чего девять лет избегали друг друга, но потом произошла одна история, благодаря которой мы помирились. Меня в очередной раз пригласили сниматься на "Мосфильм". Я прилетел из Киева, приехал на студию и стал читать сценарий. В перерыве пошел прогуляться по коридорам. Иду, читаю от нечего делать таблички на дверях кабинетов с фамилиями режиссеров и вижу: "Е. Матвеев". И дернул меня черт заглянуть: интересно, думаю, висит у него афиша "Почтового романа" или нет? Матвеев сидел спиной к двери, а рядом с ним какая-то женщина что-то рассматривала. Когда дверь скрипнула, они обернулись, и тут Матвеев, перепугав свою собеседницу, как закричит: "Саашаа!!!" Оказывается, в этот момент они рассматривали мою фотографию, потому-то так и переполошились... В общем, мы помирились, и он пригласил меня сниматься в фильме "Особо важное задание". А вскорости я переехал в Москву.
- Но ведь в то время было очень сложно прописаться в Москве. Вам кто-то помогал в этом?
- Помог Андрей Александрович Гончаров, главный режиссер Театра имени Маяковского, а "сосватал" меня драматург Алексей Арбузов, которому я очень понравился в спектакле Театра имени Леси Украинки "Вечерний свет", поставленном по его пьесе.
- Адаптировались в Москве легко?
- Да нет, сложно. Долго не мог привыкнуть к столичной расчетливости, прагматизму. А вот в коллектив "Маяковки" вошел легко и многому там научился. Кстати, в театре я познакомился с Норой, моей нынешней женой.
- Она тоже актриса?
- Нет, она работает заместителем директора по труппе. Встретились мы случайно. Захожу я как-то в комнату без окон и вижу: стоит женщина, а вокруг нее какой-то золотой нимб, и светится она вся. Это меня так поразило, что я остановился и рот открыл. Так с тех пор я и молюсь на нее...
- Значит, дома вы мирный человек, а в театре, по слухам, со всеми конфликтовали? Вот и от Гончарова ушли, поссорившись с ним...
- Ничего подобного! Это все сочинили про нас: мол, случился скандал, и Парра ушел, громко хлопнув дверью. Мы с ним и сейчас встречаемся. Просто не надо в отношениях с ним путать работу и отдых. Я могу про Гончарова массу интересных историй рассказать. Например, отдыхали мы как-то рядом в Крыму, он - в Доме актера, а я с женой - в гостинице "Ялта". И вот Андрей Александрович, этот грузный, здоровенный мужчина, плыл оттуда на пляж "Ялты" только для того, чтобы встретиться со мной... А в кармашке плавок у него металлические рубли были спрятаны, чтобы не я его вином угощал, а он меня. Потом мы с ним втайне от жен выпивали, после чего он плыл обратно.
Или как-то обедаем мы вчетвером в московском ресторане "Арагви", и вдруг незнакомый пьяный человек бросает к нам на стол салфетку и начинает хамить. Не успеваю я опомниться, как Гончаров без слов бьет его головой в лоб (ну прямо как в американских боевиках). Гончаров никогда никому не давал спуска. В театре он тоже тиран и деспот. Но так, наверное, и должно быть в большом коллективе, где все определяет лидер...
- Не жалеете, что ушли от него?
- Тогда мне нужна была перемена обстановки, к тому же я давно мечтал заняться режиссурой.
- Ушли в "никуда" или был какой-то запасной вариант?
- Можно сказать, в "никуда". Но через месяц я стал играть в антрепризе-спектакле "Свидетель обвинения" по Агате Кристи. Потом поставил "Оргию" Леси Украинки с Василием Лановым и "Смуглую леди сонетов" Вильяма Шекспира с Дусей Германовой. Планов и проектов у меня громадье, но, как вы понимаете, все упирается в деньги.
- А семья не напрягается из-за вашей неопределенности?
- Нет, так даже интереснее жить! У нас счастливая семья и хорошие дети. Дочь жены от первого брака и моя дочь Анна живут вместе с нами. Обе выросли, окончили институт иностранных языков.
- А кто у вас хозяйничает?
- Все понемногу, но в основном жена. Сейчас мы делаем в новой квартире ремонт. Интерьер сочиняем вместе. Очень любим отдыхать на колесах, уже много лет подряд ездим на своей машине в Румынию, Болгарию, мою родную Украину. За компьютером тоже люблю посидеть, поиграть в разные интеллектуальные игры, шахматы, карты... Это расслабляет после того, как массу времени приходится тратить на пробивание какого-то проекта.