В БРЯНСКИХ СЕЛАХ ЛЮБЯТ ИНОМАРКИ

Лет пять назад столичные автосалоны стали наполняться иномарками, владельцами которых значились сотни жителей чернобыльской зоны Брянской области. Откуда взялись эти авто? Государство после открытия границ сначала понижало таможенные барьеры для импортеров автомобилей. А потом вдруг задрало их непомерно. И тогда профессиональные "гонщики", зарабатывающие на ввозе подержанных "опелей" и "мерсов", решили поискать лазейку. И нашли ее в законе о защите граждан, пострадавших от чернобыльской аварии. Одна из статей позволяла "чернобыльцам" беспошлинно ввозить иномарки. Таможенный кодекс не признавал такой льготы. Но брянцы первыми в стране решили побить один закон другим.

Шесть лет назад один из "чернобыльцев", весьма догадливый человек, пригнал из-за рубежа машину и потребовал от таможенников беспошлинно оформить ее. Те вручили ему письменный отказ, который и стал роковым. Владелец иномарки обратился в суд. Служители Фемиды сочувственно отнеслись к истцу - ведь треть населения Брянской области обитает на зараженных рациацией землях, как не пособить человеку, который потерял здоровье? И суд, ссылаясь на тот самый чернобыльский закон, обязал таможню пошлину с истца не брать.
В тот год так были оформлены всего четыре машины. Никто не догадывался, что это был великий почин. В 1998 году в Брянске было беспошлинно растаможено уже больше девяти тысяч иномарок. Из них семь тысяч - по решению судов, которые стали необходимым звеном этого незамысловатого бизнеса.
Через Брянск в столицу потекли уже не битые "черепа", а потоки совершенно новых "седанов" и "джипов" стоимостью в десятки тысяч долларов. Их владельцами значились восьмидесятилетние старцы из глухих деревень. За доверенности, с которыми "гонщики" ехали в Германию или Голландию, чернобыльцы получали на руки от 200 до 500 долларов. Говорили, что у профессиональных "гонщиков" появились доверенные члены судов. Систематически обжаловала их решения брянская таможня - аж 75 раз обращалась в Верховный суд. Но что делать, если даже там сквозь пальцы глядели на лжечернобыльцев? Поток рапортов отправлялся в федеральный таможенный комитет, в Госдуму - тоже никакого ответа.
Между тем только за первую половину 1999 года казна на лжечернобыльском импорте иномарок потеряла 964 миллиона рублей. Брянская "чернобыльская растаможка" стала притчей во языцех, от нее болела голова у московских гаишников.
Конечно, бесконечно это не могло продолжаться. И "гонщики" были застигнуты врасплох, когда 20 апреля прошлого года Дума отменила льготу и перекрыла лазейку.
В конце января председатель ГТК М.Ванин заявил, что остался последний оплот подрывной работы внутри ведомства - смоленская таможня. После апреля, когда "чернобыльцы" лишились льготы, смоляне предоставили страждущим "гонщикам" вполне просторный коридор. Иномарки оформляли в основном на Героев и кавалеров орденов Славы советской эпохи. Председатель ГТК пригрозил покончить с "героизацией".
Однако замах оказался весьма широк. В начале февраля ошеломленные чины брянской таможни изучали приказ Ванина и глазам не верили - им, а также Смоленску и Московской области вообще запретили оформлять транспортные средства "до особого распоряжения". Не было ни мотивировок, ни намеков на то, когда же случится особое распоряжение. Гражданам предлагалось растаможивать свои иномарки в Орле и Калуге, хотя именно Брянская область является приграничной.
При всей скованности субординацией брянские таможенники все же возроптали. И было от чего: из всех платежей, которые попадают в казну от что-либо импортирующих граждан, пятая часть связана с автомобилями. Кроме того, за несколько лет в Брянске появилась целая инфраструктура для обслуги как профессиональных "гонщиков", так и кустарей-одиночек, ехавших за подержанной иномаркой для себя. Угроза безработицы придвинулась вплотную, и у брянских таможенников сдали нервы. Они отправили в Западное управление ГТК петицию, где пытались доказать неразумность решения столичного начальства. Ведь не просто нарушаются права граждан, которым нужно теперь нести дополнительные расходы на поездки в Орел - еще и государство рискует потерять немалые деньги. Чем дальше от границы отъезжает автомобиль, тем больше вероятность, что он просто растворится в бескрайних российских просторах - например, будет продан по частям.
Но что же все-таки означает молчание ГТК, не желающего объяснить, во имя чего принесено столько жертв? Самое простое предложение - брянских таможенников наказали за "чернобыльскую вольницу". Но если это эхо тех событий, то оно не возвращенное, а извращенное. Ведь федеральный таможенный комитет, куда поступали сигналы из Брянска, не противостоял беспошлинному бизнесу.
Впрочем, есть и другая версия - более личная. На нее наводит анализ денежных поступлений в прошлом году. В первом квартале, когда еще действовали льготы, брянская таможня получила за оформление автомобилей полтора миллиона рублей. А во втором квартале - три миллиона, в четвертом - аж тринадцать миллионов рублей. То есть, потоптавшись у прикрытых ворот, "гонщики" поняли, что лазеек не осталось, и согласились с условиями государства - отдавать за каждый "кубик" объема двигателя по 0,85 евро. Это оказалось золотой серединой, при которой предприниматели и государство соблюдают свою выгоду. Денежные поступления стали расти как снежный ком. И, видимо, нашлись силы, которые сумели этот поток пустить мимо брянской таможни.
Итак, когда через брянскую таможню от ввозимых иномарок в бюджет тек тонкий ручеек, - ее не трогали. Ну а деньгами в условиях легального бизнеса можно распорядиться и без провинциальных таможенников.