06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СУД ИДЕТ

Соломонова Ольга
Опубликовано 01:01 24 Мая 2001г.
Ни о каких коротких сроках говорить уже не приходится - реформирование судебной системы началось еще в 1991 году, когда была принята ее концепция. Конечно, за эти десять лет что-то было сделано. Появился, например, Конституционный суд, в нескольких субъектах РФ начали действовать суды присяжных. Но на этом, собственно, все реформаторство и закончилось. Даже записанная в Конституции с 1993 года такая норма, как, скажем, судебное решение на арест и обыск, до сих пор не реализована на практике. Все вершится по давно устаревшим законам.

При постоянном противоборстве Думы с первым российским президентом любая серьезная законодательная инициатива оборачивалась политическим афронтом. Без особых проблем принимались, помнится, законы о статусе депутата, где заботливо прописывались его широкие права и материальное содержание, да нормы разведения пчел. Еще два года назад к голосованию по бюджету правительство готовилось, как к Сталинградской битве...
Сейчас ситуация изменилась, думское большинство поддерживает президента. И Владимир Путин считает, что надо, не откладывая, принимать необходимые для людей и страны законы - слишком много времени уже потеряно. Законопроекты, относящиеся к судебной реформе, - среди первоочередных.
Вчера президент еще раз встретился с лидерами всех фракций Госдумы и обсудил с ними степень готовности законопроектов по судебной реформе для рассмотрения в нижней палате. По его оценке, "работа практически завершена", хотя есть "пара вопросов", до конца не выясненных...
Ранее заместитель руководителя президентской администрации Дмитрий Козак (он возглавляет рабочую группу по судебной реформе) сообщил, что к концу мая весь пакет законопроектов, а их 12, будет внесен в Государственную Думу. Видимо, можно надеяться, что самые главные из них депутаты смогут принять до летних каникул.
Еще неделю назад Д. Козак обсудил различные аспекты реформирования судебной системы с членами координационного совета четырех думских объединений - "Единство", ОВР, "Народный депутат" и "Регионы России", а также с фракциями "Яблоко" и "Союз правых сил". Все эти депутатские фракции и группы в целом поддержали законотворческую инициативу Кремля, которая, по мнению Евгения Примакова (ОВР), в первую очередь направлена на преодоление "коррупции в ряде звеньев" судебной системы и правоохранительных органов. Сергей Иваненко ("Яблоко") считает, что предлагаемая реформа "является прогрессивной" и депутаты-яблочники одобряют предложения о введении института судебного ареста, о создании федеральной службы расследований, о введении для судей ограничения по возрасту. А Борис Немцов (СПС) полагает важным скорейшее введение в стране суда присяжных, ответственности судей перед обществом.
Да, эти думские объединения - союзники Кремля в создании цивилизованной судебной системы. Однако безоговорочного "одобрямса" нет. У депутатов есть свои замечания. Как сказал Игорь Артемьев ("Яблоко"), в ходе предварительной работы над законопроектами более 50 предложений их фракции были одобрены президентской стороной.
Во вторник Дмитрий Козак встретился также с членами фракции КПРФ и Аграрно-промышленной группы.
Ясно, что реформа должна изменить конструкцию судебно-правовой системы. Иначе какая это реформа? И понятно, что не всех это вдохновляет. Ну как, например, прокуратура может радоваться тому, что у нее забирают право решать, кого арестовать, а где сделать обыск, и передают это судам? Как сказал недавно в интервью "Труду" председатель Российского Совета судей Юрий Сидоренко, прокуратура не хочет терять власть. Генеральный прокурор России Владимир Устинов, конечно, опровергает утверждения о том, что его ведомство сопротивляется реформам. В своем недавнем интервью он предостерегает от поспешных решений, в частности, по передачи судам функций, связанных с санкционированием арестов. Если судебная система пока не готова принять эти функции, говорит Генпрокурор, то зачем копья ломать? Для того чтобы суды могли взять на себя эти функции, по подсчетам экспертов, необходимо увеличить штат судей в стране на три тысячи человек. А это, по мнению экспертов, не такие уж великие расходы для казны.
Самих же судей, скорее, волнует то, что предлагается законодательно ввести их административную и дисциплинарную ответственность. Многие воспринимают это как посягательство на независимость судей. А с другой стороны, почему судьи должны быть неприкасаемы? Проблема далеко не простая. Если в советское время существовало "телефонное право" ЦК, обкомов, горкомов партии, то сегодня такое же "право" используют чиновники, олигархи, мафия, наконец. Конечно же, судья должен быть независим, но и ответствен перед обществом. Можно ожидать, что поправки к закону о статусе судей вызовут серьезную дискуссию при рассмотрении в Думе.
Еще один важный проект, без которого трудно представить судебно-правовую реформу завершенной, - создание федеральной службы расследований (ФСР). Эта служба, по замыслу, должна объединить следственные органы всех силовых структур - МВД, прокуратуры, налоговой полиции, ФСБ. Причем, по имеющейся информации, МВД и ФСБ поддерживают этот проект, а Генпрокуратура и ФСНП нет. Какая логика? У каждого ведомства - своя. И наиболее уязвима она опять же у прокуратуры, которая полагает, видимо, что вполне успешно сочетает в себе и надзор, и следствие. Сегодня 90 процентов уголовных дел расследуют органы МВД. На их основе и предлагается создавать ФСР, потом постепенно присоединять следствия других ведомств. Но пока это только проект, решения по созданию единого следственного органа не принято.
А вот суд присяжных должен быть введен к началу 2003 года во всех субъектах РФ - такую задачу поставил Владимир Путин. На ее решение потребуется 111 млн. рублей. Все дополнительные затраты на реформирование судебной системы оцениваются в 44 миллиарда. Деньги немалые, потому и предусмотрено поэтапное реформирование. В то же время ученые Института государства и права РАН считают, что дальнейшее затягивание реформы грозит уже развалом всей судебной системы.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников