23 мая 2017г.
МОСКВА 
15...17°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 56.50   € 63.17
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО: БУДУ ГОВОРИТЬ БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ

Стародубец Анатолий
Опубликовано 01:01 24 Мая 2002г.
Редкий по нынешним временам случай. В Московском Кремлевском дворце состоится сольный концерт не новомодного певца и не заезжего фокусника, а поэта. Он, впрочем, был всегда популярен не менее звезд эстрады. Мэтру российской поэзии Евгению Евтушенко грех сетовать на дефицит внимания публики - как молодой, так и "возрастной" (поклонявшейся ему в молодости). Опубликовав свои первые стихи еще 16-летним подростком, а первую книжку в 19, он с тех пор проявляет себя во многих областях искусства. Песни на его стихи звучат в фильмах "Ирония судьбы", "И это все о нем", "Мимино", "По семейным обстоятельствам", "Служебный роман", "Забытая мелодия для флейты"... Его поэтические тексты использованы Дмитрием Шостаковичем в 13-й симфонии и в симфонической поэме "Казнь Степана Разина". А еще проза, яркая публицистика... Изданная Евтушенко антология русской поэзии XX столетия "Строфы века" насчитывает 875 персоналий. Трудолюбие и удачливость в делах провоцировали неоднозначное отношение к нему различных политических лагерей. Однако все оппоненты признают, что он мало подвержен влиянию и все так же остается верен себе. Нашу беседу с поэтом я начал, как мне показалось, с самого главного.

- Евгений Александрович, каким вы представляете себе своего читателя?
- Я никогда не ориентировался на какую-либо аудиторию, а стремился писать такие стихи, которые были бы интересны простому человеку и в то же время не казались бы примитивными для интеллектуала. Это непросто. И не всегда получалось. Но мое чтение с вниманием слушали и физики в "закрытых" институтах, и рабочие в заводских "красных уголках". Запомнилась одна из поездок на катере по реке Лене. На пристанях я выступал перед рыбаками, звероводами, землепашцами, которые до того в жизни своей никогда не видели живого поэта. Среди прочего я читал и "Бежит река, в тумане тает... Ах, кавалеров мне вполне хватает, но нет любви хорошей у меня". На эти стихи композитор Эдуард Колмановский в 1955 году написал песню. И слушавшие меня сибиряки с удивлением и легким недоверием узнали, что у этих слов есть автор. Они-то принимали песню за народную. Это был один из самых счастливых моментов моей жизни.
Я писал стихи от лица бетонщицы Нюшки и еврея Крамера, потерявшего в концлагере свою возлюбленную. Это совершенно разные мироощущения. Но чем сложнее задача, тем интереснее ее решать. Так я стремился соединить в себе урбанизм Маяковского с есенинским деревенским лиризмом.
- Мало кому удавалось одновременно запрячь "коня и трепетную лань".
- У меня для этого был большой жизненный опыт. Я хоть и считаю себя городским жителем, но родился и провел свое военное детство на станции Зима в Иркутской области. И деревенскую жизнь знаю не по книжкам. Мы часто работали в огороде, собирали в лесу ягоды и грибы. А однажды я даже ходил с бабушками на медведя. Как сейчас помню, у нас было три ружья и в каждом по одному патрону... А когда меня исключили из школы по ложному обвинению в сожжении классных журналов, я "пошел в люди" - завербовался в геологическую экспедицию, работал в Казахстане. И писал о тех, с кем работал бок о бок.
- А нужна ли простым людям поэзия?
- У меня есть такие строки: "Россия без поэзии российской была бы как огромный Люксембург". Нельзя все в жизни сводить только к материальным интересам. Деньги - средство, но никак не смысл человеческой жизни. А Россия сейчас интенсивно ищет новый смысл жизни. При этом многие забывают, что в истории нашего Отечества русская поэзия всегда была той самой "звездой пленительного счастья", которая помогала жить русским людям. Нигде больше в мире не было такого уважительного отношения к поэзии, потому что в самые тяжелые, подцензурные времена она отстаивала идеи свободы, совести, помогала переносить тяготы. Чего стоило в годы Великой Отечественной одно только стихотворение Константина Симонова "Жди меня"?!
- Вы на канале "Культура" вели передачу "Поэт в России больше, чем поэт". Сейчас много говорится о бездуховности нашего телевидения, а какое представление сложилось об этом у вас?
- В моем отдельно взятом случае было совсем наоборот. Мы тогда сделали 104 передачи. И вся съемочная группа была просто влюблена в этот проект. А когда отсняли последнюю серию, то все едва не рыдали от переполнявших их чувств. Так не хотелось расставаться. Сейчас я предполагаю вернуться к этому проекту и веду переговоры с телеканалом Ren-TV.
- Над чем еще работаете?
- Недавно закончил составление и редактирование трехтомного собрания под названием "Вначале было слово". Это антология русской поэзии за десять веков: с XI по XXI. Ради интереса взвесил рукопись - получилось больше 40 килограммов. Кроме всего прочего, я там даю и свой вариант перевода с древнеславянского "Слова о полку Игореве". Как только это издание осуществится (а издательство "Искусство" обещает его выпустить к концу года), я вернусь к рукописи нового романа. Это автобиографический труд, где переплетено два повествования: мои детские приключения времен войны и первая поездка в Америку в 60-е годы.
- Вы, наверное, единственный из больших поэтов, кто сумел попробовать себя в кинорежиссуре, сняв два художественных фильма "Детский сад" и "Похороны Сталина". Больше ничего снимать не планируете?
- Я бы хотел. Тут меня пригласили в жюри кинофестиваля "Кинотавр", который вскоре пройдет в Сочи. Надеюсь там заинтересовать кинопродюсеров своим сценарием. Но о сюжете будущего фильма пока еще рано что-либо рассказывать.
- Что будет собой представлять ваш концерт в Кремлевском дворце, который состоится 29 мая?
- Этот смелый проект стал возможен благодаря инициативе руководства самого дворца. Никаких спонсоров у меня нет. Очевидно, назрела потребность возвращения русского поэтического слова на большие государственные площади.
Сейчас на сцену в одиночку боятся выходить. Если кто выступает, то за его спиной целую ярмарку разводят: и пляшут, и "козу водят", и фокусы показывают. Я же буду говорить со своим зрителем без посредников. Правда, будет одно исключение. Наш сатирик Михаил Задорнов, которого я высоко ценю за гражданственность творчества, попросил дать ему слово. Он выступит в несколько для себя необычном амплуа - почитает полюбившиеся ему мои стихи. Я с радостью откликнулся на эту идею.
Буду читать много известных и совсем новых стихотворений. Сейчас тщательно работаю над программой. Очень волнуюсь. Хочется надеяться, что скоро поэзия опять зазвучит на большие аудитории, как это было в 60-е. Нельзя все время отдавать лучшие подмостки страны только эстрадникам, которые пичкают публику, мягко сказать, сомнительными текстами. Они этим только отпугивают юное поколение от серьезной, подлинной поэзии.


Loading...



Три года назад Крым вошел в состав России. Какие чувства у вас по этому поводу?